Перейти к содержимому

Ответ товарищу В.

Facebook

Сначала – пояснение к картинке на заставке. Под конец нулевых ко мне обратился один живущий в Эстонии поляк, скульптор, который сообщил, что сделал модель бюста Петра Первого – но Таллинн, которому он его предложил, от установки Петра в Кадриорге отказался. Скульптор не знал теперь, что с этой работой делать (и зачем вообще он начинал работу, не согласовав установку?), но готов подарить свою модель Нарве, если город оплатит отливку самого бюста.

Идея мне понравилась, но лезть в городской бюджет за требуемыми 20 000 крон?.. Я обратился к одному предпринимателю, который пробурчал «Зачем мне это?», но отливку таки профинансировал. А на фотографии я стою в цехе, где отлили Петра, и сразу видно, что только в этот момент я начал понимать, какой ворох проблем сам на себя взвалил.

Через полгода я ушел работать в парламент, не успев к этому времени решить все вопросы с установкой бюста в городе; следующим председателям оказалось не до Петра.

Это я к тому, что в жизни такое бывает, когда берешь на себя обязательства, не представляя, какая лавина на тебя потом обрушится: примерно две недели назад я дал одному комментатору (назову его товарищ В.) обещание рассказать, чем занимался в Рийгикогу на протяжении почти четверти века. А через несколько дней понял, в какой капкан сам себя загнал. Чтобы было понятно, о чем это я, прочитайте сначала крохотную статью, опубликованную в газете «Нарва» в 2000 году:

Прямая дорога вместо лабиринта

Очень часто на депутатский прием человек приходит после посещения учреждения, в котором он, решая свои проблемы, получил отказ. Или какие-нибудь, мягко выражаясь, странные советы по поводу того, как ему вести свое дело дальше – с недопустимо вольной трактовкой законов.

На своих приемах я всегда объясняю людям, что в случае отрицательного ответа необходимо требовать его в письменном виде, на что мне отвечали: «Кто ж его даст?» Доходило до смешного: услышав от пришедшего ко мне человека, что ему сказал тот или иной чиновник, я на фирменном бланке писал просьбу изложить все это письменно и человек (таких случаев было не меньше 20) снова шел за ответом в учреждение или департамент. Никто из них вторично ко мне не обратился, из чего можно заключить, что требование собственноручно обосновывать и оформлять отказ не только дисциплинирует, но и способствует решению проблем.

Весной этого года, во время встречи со Стефаном Хейденхайном, секретарем миссии ОБСЕ в Эстонии, мы обсудили эту тему, и он рассказал, как аналогичные проблемы решаются в Германии. Затем последовало составление проекта (авторами которого являются М.Стальнухин и Э.Сависаар), юридическая экспертиза, два чтения в парламенте – и, 6 июня, принятие поправки в Закон об ответах на заявления, которая звучит так (параграф 9 часть 2):

«В решении, принятом на основании письма или заявления, необходимо указать порядок и срок его обжалования со ссылкой на соответствующий закон.»

Теперь есть надежда, что чиновники будут с большей ответственностью принимать решения и что эти решения будут в большей степени соответствовать законодательству.

Поправка вступит в силу с момента опубликования в Riigikogu Teataja, то есть максимум через две недели. Теперь не надо в государственном или подчиненном местному самоуправлению учреждении просить, чтобы Вам объяснили процедуру обжалования в случае негативного для Вас решения – чиновник сам обязан это сделать, причем письменно, а за неисполнение этого требования будет отвечать перед законом.

Так вот, за первые четыре года в парламенте я подготовил около 30 законопроектов, которые в общей сложности 52 раза подавал в делопроизводство Рийгикогу. В Закон о языке, Закон о гражданстве, Закон об основной школе и гимназии – и два десятка иных законов я предлагал изменения, описать суть которых я могу, но это потребует нескольких месяцев работы. При том, что только товарищ В. сомневается в том, что я защищал интересы своих избирателей и в 1999-ом, и позже, вплоть до нынешнего дня. Я, разумеется, могу выставить примерно 70 статей, которые только во время 9-го созыва Рийгикогу были опубликованы в нарвских газетах, но кому это интересно сегодня? И не только в нарвских. Вот, для примера, отрывок (примерно половина) статьи из «День за днем» (ноябрь 2000):

Я преподавал эстонский десять лет. Он мне нравится настолько, что впору применить глагол armastama. Однако странным образом почти все, чем законодательно регулируется эта сфера нашей жизни, вызывает у меня, мягко говоря – отторжение, а грубо говоря – рвотный рефлекс. Что вполне естественно, еще Руставели сказал: «Блуд – одно, любовь – другое, разделяет их стена. Человеку не пристало путать эти имена».

Искать логику в тех конвульсивных телодвижениях, которые имитируют наличие у нашего государства осмысленной языковой политики столь же неприлично, как считать чужие деньги. Но чертовски занимательно!

С одной стороны – гражданство за особые заслуги могут дать и не владеющему государственным языком. С другой – бабулька, всю жизнь отработавшая в Эстонии, но родившаяся после 1 января 1930 года должна сдавать экзамен по эстонскому языку по полной программе, со всеми полагающимися процедурами. Я в этом никакой логики не вижу. Выставляя такие требования, государство должно бы было обеспечить и соответствующую материальную и методическую базу под обучение пенсионеров. …

С одной стороны, по информации уездного начальства Ида-Вирумаа, из сотни нарвских учителей госязыка уже 23 – дипломированные филологи, получившие специальность, обратите на это внимание, в университетах Эстонии. Что можно только приветствовать, поскольку еще 7 лет назад таковых было всего 2 или 3. Но с другой, как уверяет тот же источник, 15 учителей из 23-х не владеют эстонским в объеме, необходимом для преподавания. Не видеть в этом проблемы означает уподобиться куску колбасы, который заперся от всех в холодильнике и считает, что он в безопасности.

С одной стороны – все понимают, что детей надо обучать языку уже в детском саду, с другой – только на восьмом году независимости решили заняться организацией подготовки воспитателей с правом преподавания эстонского. И, обобщая, скажу, что цель нашей языковой политики может быть соблазнительна, как внебрачная связь, но движется она абсолютно непредсказуемыми путями, как, например, разыскивающий свою очередную жертву стафилококк.

В общем, перечень по принципу «Дайте нам будни, а уж героическими мы их сделаем сами!» можно продолжать до бесконечности. Парадоксы в наличии, но вот их друг гений явно где-то загулял. Мы имеем то, что имеем: бесконечные дрязги и скандалы по вопросам, связанным с госязыком. И просто обречены на гормоничное – от слова «гормон» – существование.

Нас все время трясет. Вдруг оказывается, что перечень деловых качеств директора русской гимназии, а именно то, что он асс в своем деле, хороший организатор и хозяйственник, немного юрист и пр. – все это не имеет никакого значения, если он недостаточно владеет государственным и раз в полгода не может на нем поговорить с инспектором министерства. Такого директора начинают даже подозревать в политической незрелости, попутно обещая ему всяческие неприятности – вплоть до увольнения. Как говорится – путь от диагноза до траурного марша, под который на печальный холмик ложатся венки, тернист и полон скорби. Хотя ни в коем случае нельзя поставить знак равенства между знанием языка и лояльностью.

И вот о чем я совершенно простодушно подумал: тридцать лет назад, когда мужчин в некоторые рестораны пускали только при наличии галстука, никому не приходило в голову увязать проход к заветному столику с выражением лица. Кто бы мог предположить, что нечто подобное начнет происходить в наше время.

Мудрость, сконцентрированная в незапамятном «Все течет, все меняется…», в Эстонии пока не работает: деньги в языковой сфере текут рекой, но ситуация остается неизменной. Почему?

Потому что именно так удобно тем, кто заказывает музыку. Тем, кто канализирует миллионы крон, пропуская их сквозь сито многочисленных организаций, занимающихся «интеграцией». Тем, кто искусственно возводит стену между двумя общинами.

Они вовсе не авторитарны, ни боже мой! Просто они хотят, чтобы все было по-ихнему. Но поезд уже ушел и пришло время пересмотреть многие казавшиеся незыблемыми постулаты. Перековать мечи на орала.

Хотел бы сделать предложение. … Может – объявить рождественский мир? И государственным приоритетом интеграционной политики принять направление на отказ от карательных функций связанного с госязыком законодательства. Сделать это хотя бы для Европы.

Написал – и сам засомневался. Ведь решение проблемы – в руках правительственной коалиции, а признание своих ошибок требует недюжинной смелости. В политике же выгоднее – и безопаснее – быть клопом, чем носорогом. Ведь голову последнего мечтает повесить в своей гостиной в виде трофея каждый охотник-профессионал. Но захочет ли он украшать стены раздавленными клопами?

Продолжим. А как быть с депутатскими запросами? Они все есть в архивах, но их сотни – и чтобы понять, о чем в них речь, надо разместить и сам запрос, и ответ министра, и стенограмму обсуждения.

Что делать с иными депутатскими работами? В 1999 году я был в Риге, на конференции по правам нацменьшинств, в 2000 году – докладчиком на конференции Академии Наук Эстонии по проблемам изучения эстонского языка. И таких мероприятий было по несколько каждый год. Публиковать тексты докладов? Чтобы доказать товарищу В., что не валял в парламенте дурака, а именно что работал? И как быть вот с таким:

Газета «Эстония», г-ну Никифорову (с просьбой опубликовать статью на том же месте, где был 11.03.2000 напечатан материал А.Иконникова)

Ядовитые плоды некомпетентности

11 марта газета «Эстония» опубликовала статью А.Иконникова, в которой шла речь об исключенном из повестки дня Рийгикогу законопроекте фракции центристов, предполагавшем ограничения при продаже земли иностранцам. В вышеупомянутую статью вкрались досадные и ничем, кроме некомпетентности А.Иконникова, не объяснимые ошибки.

Автор пишет: «Пройди такой закон через парламент, все, имеющие серый паспорт или гражданство России, ТО ЕСТЬ ИНОСТРАНЦЫ, лишились бы уже приватизированных квартир. Почему? Потому что землю под домом они не могли бы приобретать, приватизировать, владеть ею хоть по отдельности, хоть в составе квартирных товариществ.» Именно так он и пишет, хотя мог бы заглянуть в законопроект – и понять, как глубоко заблуждается. Поскольку, во-первых, иностранцы с постоянным видом на жительство приравниваются в нем, в этом законопроекте, к гражданам Эстонии и обладают равными им правами при приобретении земли, а во-вторых – и это главное! – отдельно оговаривается то, что ограничения не распространяются на землю в границах городов и на участки земли свыше 2-х га (200 соток) за их пределами.

Я далек от мысли, что работник (назвать его журналистом при всем желании не могу) такой солидной газеты, как «Эстония», мог злонамеренно исказить информацию. Скорее всего он не знал, что существует такая вещь, как интернет, в котором каждый желающий может безо всякого труда на домашней странице Рийгикогу найти законопроект 279SE, и, ознакомившись с параграфом 1 п.3 и пар.3 п.4, убедиться, что его умозаключения ни на чем не основаны.

Однако нельзя не заметить, что не могут быть верными выводы, основанные на ложных предпосылках. Так что вторая половина статьи А.Иконникова – такой же бред, как и первая. И хотел бы ему напомнить, что за истекший год центристы два раза выдвигали законопроекты в защиту русской гимназии Эстонии, проекты, в соответствии с которыми инвалиды и пожилые люди могли бы получать эстонское гражданство в облегченном порядке, проект, способствующий воссоединению семей и т.п. И пожелать ему дальнейших успехов в его нелегком деле то ли дилетанта, то ли клеветника.

Эдгар Сависаар, 13.03.2000

Да-да, я и для некоторых коллег писал. Как с этим быть? Так что, тов. В., в заключение приведу для вас одну таблицу (отчет о проделанной работе за самые первые два года), а дальше, как говорится, «сама-сама»:

Статистические данные по работе членов и фракций Рийгикогу

за период с 7 марта 1999 года по 13 июня 2001 года

Примечания:

  • таблица дает обзор по основным документально фиксируемым показателям работы членов Рийгикогу;
  • цифры по столбцам показывают, в разработке скольки законопроектов, депутатских запросов и т.п. принимал участие депутат;
  • в таблице учитываются законопроекты, поданные от депутатов;
  • названия фракций:
    • И – Исамаалийт
    • Р – Партия Реформ
    • У – Умеренные
    • Ц – Центристская партия
    • К – Коалиционная партия
    • НС – Народный Союз
    • ОНПЭ – Объединенная Народная партия;
  • знак «?» означает, что интернетовская страница Рийгикогу по данному депутату не содержит требуемых показателей.

NB! Выделенным шрифтом избранные от Вирумаа депутаты.

Названия колонок:

  1. Имя и фамилия депутата, фракция
  2. Фракция (партия)
  3. Количество письменных вопросов министрам
  4. Количество запросов министрам
  5. Количество проектов заявлений Рийгикогу
  6. Количество проектов решений Рийгикогу
  7. Количество законопроектов
  8. Количество принятых законопроектов (из числа колонки 7.)

Та же таблица текстом:

12345678
Михаил СтальнухинЦ172025165
Урмас ЛахтЦ10102962
Пеэтер КрейцбергЦ4162581
Тоомас ВарекЦ1492642
Койт ПикароЦ1491641
Янно РейльянНС14121320
Арво ЯаксонЦ11102532
Олев РаюЦ741591
Эдгар СависаарЦ891242
Тыну КаубаЦ861620
Вийве РозенбергЦ382631
Георг ПелисаарЦ272461
Яанус МянникНС382610
Виллу РейльянНС953300
Яанус МаррандиЦ152651
Лайне ТарвисЦ442621
Калев КаллоЦ252621
Свен МиксерЦ451520
Тойво ТоотсенЦ271431
Май ТрейялК451340
Владимир ВельманЦ321652
Харри ЫунапууЦ341541
Эндель ПаапОНПЭ522431
Арво ХаугЦ431521
Анти ЛийвЦ551400
Юло ТоотсенЦ540510
Эльмар ТрууК152340
Сийри ОвийрЦ301551
Эрика СалумяэЦ341421
Лийна ТыниссонЦ331521
Антс РуусманЦ212531
Юло ТярноЦ142511
Виктор АндреевОНПЭ431311
Андрес ВарикНС242400
Вярнер ЛоотсманЦ022610
Яан ПёёрНС250220
Тийт ТоомсалуОНПЭ411320
Антс КяэрмаК210521
Кюлло АрьякасЦ121410
Арво СирендиК122110
Тийт ТаммсаарНС230200
Воотелэ ХансенУ001054
Калев КуккР100054
Яана ПадрикИ220020
Ингвар ПярнамяэИ101042
Энн ТартоУ021121
Андрес ЛипстокР001042
Арнольд РюйтельНС211100
Меэлис АтоненР110021
Андрес ХеркельИ011022
Калле ЮргенсонИ001033
Юри КаверИ001031
Райво ПаавоУ100033
Юри ТаммУ001031
Евгений ТомбергОНПЭ011200
Тоомас ВилозиусР201011
СергейвановОНПЭ010021
Вамбо КаалУ000033
Тыну КыйвУ100021
Кристина ОюландР000032
Пеэтер ОлескИ000032
Вардо РумессенИ101010
Тийт СинисаарИ100021
Валентина ВысоцкаяОНПЭ001200
Юри АдамсИ001011
Сирье ЭндреИ001011
Лийя ХянниУ001011
Мари-Анн КеламИ001010
Валве КирсипууР100010
Яак-Ханс КуксУ000021
Марью ЛауристинУ001011
Марет МарипууР000022
Уно МерестеР001010
Март МериУ001011
Март НуттьИ000022
Пауль-Эрик РуммоИ100011
Март СийманК000200
Андрес ТарандУ001010
Тривими ВеллистеИ101000
Аймар АльтосаарИ001000
Иви Ээнмаа001000
Кадри ЯатмаИ000011
Тунне КеламИ001000
Кальо КийскР001000
Калев КоткасУ000011
Яан ЛеппикИ000010
Вяйно ЛиндеР10????
Юло НугисК000100
Райнис РуузамяэУ10????
Нейнар СелиР10????
Андрес ТаймлаР000011
Ивар ТаллоУ000011
Лаури ВахтреИ000010
Рейн ВоогР000011
Игнар ФьюкР000000
Рейн ЯрвелилльУ00????
Лийз КлаарУ00????
Тийт КябинУ000000
Юрген ЛигиР000000
Меэлис ПаавелУ00????
Тоомас СавиР000000

Комментарии

Опубликовано вНарва и северо-востокОбразованиеПарламент и правительство

Один комментарий

  1. Владимир Владимир

    Это больше похоже не на ответ тов. В, а на депутатский отчет. Не много членов парламента Эстонии могут похвастаться такой же продуктивной работой.

Добавить комментарий