Президент Грузии гостит в Эстонии. Это ли не повод поинтересоваться его биографией — как, однозначно, замечательного человека? Ограничившись годами детства и школярства, поскольку период политического карьерного роста широко известен. И, принимая во внимание очень разное к Саакашвили отношение со стороны СМИ, не лишне будет ознакомиться с, по меньшей мере, двумя версиями начала его жизненного пути.
.
Версия первая (Википедия)
«Родился 21 декабря 1967 года в Тбилиси. Отец Николоз — медик по образованию, развелся и ушёл в другую семью за несколько месяцев до рождения сына. Мать — Гиули Аласания, профессор-историк, специалист по культуре средневековой Грузии. Воспитанием занимались мать, отчим (профессор-психолог) и дядя по материнской линии (Темур Аласания, дипломат, работавший в ООН). Известно, что дед Михаила Саакашвили работал в КГБ. В 1984 году окончил среднюю школу № 51 г Тбилиси с золотой медалью. В 1992 году с отличием окончил факультет международного права института международных отношений Киевского университета им. Т. Шевченко. По данным некоторых СМИ, в 1988 году Саакашвили был исключен из ВЛКСМ и отчислен из университета за распространение диссидентской литературы. Восстановиться в университете он смог только после прохождения в 1989-90 годах срочной службы в пограничных войсках СССР…»
.
Версия вторая (Манана Бакрадзе, Антон Кисилев, ЦентрАзия.Ру)
«…Наша задача не анализировать причины и последствия эпохи Шеварднадзе, это объективно и полно сделают историки будущего, нам интересен политический феномен его ниспровергателя, этого революционера нового вида и типа, бархатного вождя — Михаила Саакашвили. Начнем с самого начала.
Михаил Николозович родился в Тбилиси 21 декабря 1967 года. В этот же день, но в 1879 году родился другой великий сын грузинского народа — Иосиф Сталин, и Миша с детства гордился этим совпадением.
Родился в хорошей интеллигентной семье. Отец — Николоз Саакашвили — известный тбилисский доктор, правда, ушел от матери к другой еще до рождения сына. Мать — Гиули Аласания — профессор, историк. Дедушка — офицер НКВД/КГБ Грузии.
Родовая фамилия — Саакашвили явно выдает армянское происхождение его носителя, первоначально фамилия звучала, как Саакян, но сам Михаил Николозович всячески опровергает свое родство с соседним народом и не перестает оправдываться — я грузин. Материнский род — Аласания, кстати, также армянского происхождения. Сам Саакашвили самоидентифицирует себя как грузин-менгрел. Менгрелы большинством этнографов считаются потомками древнего автохтонного населения Колхиды. Населяют менгрелы большую часть Западной Грузии, районы примыкающие к Абхазии, много их жило в самой Абхазии и именно их депортировало в Гальский район правительство Ардзинбы после победоносного завершения абхазо-грузинской войны. Менгрелом, кстати, являлся первый постсоветский президент Грузии Звиад Гамсахурдия, но самым знаменитым, в некотором роде даже великим менгрелом, был, вне всякого сомнения, Лаврентий Павлович Берия.
Среди остальных кавказцев менгрелы пользуются недоброй славой людей неискренних, скрытных, злопамятных и коварных. В годы Великой Отечественной войны среди них было достаточно много дезертиров и перебежчиков, за что Сталин поначалу даже хотел их выселить в Казахстан вслед за чеченцами, ингушами и калмыками, но потом передумал, говорят, — Берия отговорил. Да и грузинами менгрелы стали только при Сталине, во время переписи 1926 года, до этого их выделяли в самостоятельный этнос.
Вырос наш герой «на Вере» — в старом престижном районе Тбилиси. Здесь издавна селилась грузинская знать и верхний слой интеллигенции. Район этот едва ли не самый престижный в старом Тбилиси, где место рождения и обстоятельства детства достаточно жестко определяют круг и стиль общения, равно как и широту социального маневра на первые 25—30 лет жизни, пока «вторичные» личностные признаки не начинают оказывать более явного воздействия на судьбу. Грузия вообще маленькая страна, элита —немногочисленна и все в этом узком кругу друг друга знают.
Мама Саакашвили имела репутацию хорошего специалиста по истории средневековой Грузии, хотя никакими самостоятельными трудами-исследованиями себя не прославила. Она все научное имя составила на добросовестных переводах и редакционном комментарии многочисленных турецких (турко-язычных) источников, касающихся истории Грузии того периода. В смутные годы перестройки и распада СССР доктор Аласания начала переводить и публиковать умело составленные цитатники, доказывающие, например, исконность вхождения Абхазии в состав Грузинских княжеств и тому подобное.
Миша с детства, пока мальчишки гоняли мяч и лазили по деревьям, просиживал у репетиторов — учил английский и французский. Последний ему преподавала какая-то древняя представительница дворянского рода, ранее жившая в эмиграции в Париже, от которой он попутно поднабрался и некоторых манер —научился правильно пользоваться вилками, ложками, освоил азы этикета. Впоследствии это пригодилось. Сегодня грузинский президент достаточно бегло владеет — английским, французским, русским, украинским и испанским языками.
Спустя некоторое время после развода с отцом Михаила, мать повторно вышла замуж — также за интеллигента, профессора-физиолога, но с ним у Миши доверительных отношений не сложилось. Он, отчим, оказался редкостным занудой, и в ответ на робкие шалости в общем-то послушного и неповоротливого мальчугана нередко опускался до крепкого подзатыльника, даром что профессор.
Еще З. Фрейд доказал, что все личностные характеристики человека, а особенно дивиантные отклонения, имеют первопричиной полученные в детстве психические травмы. Травмы переходят в комплексы, комплексы в фобии, фобии — в душевные болезни. Юному Мише Саакашвили не повезло, вероятно, он заболел… Заброшенный родителями, третируемый сверстниками, без отца, без нормального круга общения – он замкнулся в себе и своей учебе-зубрежке непонятных слов и букв… Неправильная детская социализация, отрыв и конфликт с родителями — приводят к появлению моральных и политических (что еще опаснее) уродов — утверждают психоаналитики.
Тяга к власти — это патология, это болезнь, в лучшем случае — невротическое состояние, предшествующее серьезной психической болезни. Классики психоанализа З.Фрейд, А.Адлер и др. на огромном клиническом материале доказали, что «воля к власти» коренится в проблеме компенсации реальных (а иногда и мнимых) дефектов личности, коренится в заниженной самооценке конкретных индивидуумов, которые обладанием властью пытаются компенсировать собственную ущербность и преодолеть комплексы. Г. Лассуэл скрупулезно проанализировав период созревания властного комплекса выделил пять «субъективных негативных чувств в отношении самого себя, которые и приводят к «болезни власти». Это — 1) чувство собственной незначительности; 2) чувство моральной неполноценности (обычно связанное с первым неудачным сексуальным опытом, чаще всего даже не с половым актом, а его прелюдией — онанизмом, подглядыванием и т.д.); 3) чувство слабости (имеется в виду физическая слабость, от побоев сверстников); 4) чувством посредственности (неспособностью выделиться среди сверстников какими-либо успехами); 5) чувством интеллектуальной неадекватности.
К концу школы (а учился юный президент в «центровой» средней школе №51) наконец-то Михо преодолел и свою почти полную замкнутость и оторванность от мира сверстников, чему в огромной степени способствовал школьный самодеятельный театр. Театральная компания, в которую вошел Михаил, оказалась состоящей из «сынков», или, как их тогда называли -«мальчиков-мажоров». О достатке их «компании» говорит тот факт, что у одного из приятелей была собственная кинокамера и видеомагнитофон, нашли ребята себе и новое развлечение – снимали на видео любительские кинофильмы. Распалась команда в одночасье и достаточно скандально по банальной причине – сообразительные подростки догадались, что кинокамера и «видик» могут быть не только дорогой и увлекательной игрушкой, но и источником весьма неплохого приработка. Придумано – сделано: на квартире одного из компаньонов, родители которого находились в длительной дипломатической командировке, был оборудован неформальный мини-кинозал, пускали по 10-15 человек, одноклассников, школьных знакомых — за 1 рубль в сеанс крутили закупленные родителями «ужастики», «боевики» и «порнушку». За последнюю брали по двойному тарифу. Репертуара не хватала. Догадались продолжить свои киноопыты, не пропадать же аппаратуре, снимали домашние Х-фильмы со своими же сверстницами, затем показывали. По просьбе особо приближенных «клиентов» продавали копийные кассеты, с тех, в свою очередь, делали копии. Неплохой бизнес и сладкая жизнь продолжались до тех пор пока отец одной из девиц, в просматриваемом по случаю видеоряде, не узнал собственную дочь.
Скандал грянул громкий. Отец девушки тоже был не последний человек, жертве-героине киноленты не было 18-ти, другим вскоре опознанным подружкам — аналогично, легко опознали и партнеров из мужской половины киногруппы, не все прятали лица. Посадить никого, правда, не посадили, но технику изъяли, конкретно всыпали. Разобрались по-грузински, по-свойски, по-семейному. Отцы девиц зверски выпороли всю компанию. Досталось на орехи и Мише. Хотя перепало ему все же меньше других, непосредственно в кадре он не засветился, работал больше по части сценария и на кассе.
Как ни странно, но именно этот случай и явился отправной точкой Мишиной грядущей карьеры. В силу означенных причин к моменту окончания школы (на одни пятерки) перед носом круглого отличника Миши Саакашвили были наглухо закрыты двери лучших домов Тбилиси. Несмотря на обширные связи в вузовской среде мать-профессор не решилась даже попробовать устроить сына в Тбилисский госуниверситет, на самые престижные — юрфак, филфак или истфак, как ранее задумывалось. Проштрафившегося «сынулю» надо было срочно определять где-то в другом месте, а желательно и другом городе, в идеале — в другой республике. И тут, как нельзя кстати, на помощь пришел родной брат матери Тимур Аласания, который в то время работал не последним чиновником в карликовом грузинском МИДе. Были у дяди обширные нужные знакомства и друзья в аналогичном ведомстве Украины. Во сколько обошлось в смысле конкретной суммы определение «племянничка» в Институт Международных Отношений Киевского Университета им Т. Шевченко — история умалчивает. Вуз этот был не столько престижным по уровню обучения, как «блатным», особенно по провинциальным масштабам Украины. Собственно, дипломатов для МИДа СССР готовили конечно московские столичные вузы — МГИМО, востоковедов — Институт Азии и Африки при МГУ. «Киевляне» специализировались на выпуске квалифицированного технического персонала – переводчиков.
Именно дядиными связями удалось добыть для Михо целевое направление в Киевский вуз от имени грузинского МИДа и успешно согласовать его кандидатуру в райкоме и горкоме партии. Такова была процедура отбора абитуриентов в данное учебное заведение — абитуриентов «с улицы» заворачивали еще на этапе подачи документов.
В студенческие годы Мишу настигло прошлое, старые «грешки». Уже на первом курсе, прямо перед экзаменами второй сессии, его исключили из комсомола. Сам Миша уверяет, что исключили за «политику», но говорит об этом крайне туманно, якобы, участвовал в каком-то «движении» (названия не называет), распространял какие-то «диссидентские» издания (опять-таки, без конкретизации). Чем таким политическим он мог заниматься на самом деле — вопрос без ответа.
На самом деле, все гораздо банальнее и проще, если бы за политику, то Мишу бы непременно поперли не только из комсомола, но и из института. Тут виновата была не политика, а след тбилисского «видео-порно-скандала». В институт поступила сначала анонимка, а потом и вполне официальное письмо одной из «жертв» с просьбой разобраться с нечистоплотным и аморальным прошлым студиоза Саакашвили. Миша на институтском комсомольском бюро отчаянно оправдывался, все отрицал, мамой клялся, что ни в чем предъявленном не виноват, но вердикт был суров — красную книжицу члена ВЛКСМ отобрали, что существенно затрудняло, а фактически, ставило крест, на всей дальнейшей карьере. Впереди реально замаячило и отчисление из вуза.
И тогда дядя Тимур подсказал выход — позор надо смыть… службой в армии. В институте была военная кафедра, переводчиков берегли и в солдаты не брили, Миша сам написал заявление и пошел совершенно добровольно, и в этом можно верить его официальной биографии.
Сейчас о своем исключении из комсомола Саакашвили говорит чуть ли не с гордостью. Однако в студенческие годы, судя по всему, образ жертвы тоталитаризма его привлекал не очень. Попытки вернуть комсомольский билет увенчались успехом лишь во время армейской службы, там же, по требующим проверки сведениям, вступил ефрейтор Саакашвили и кандидатом в члены партии.
Михаил прослужил он всю «срочную» писарем в штабе одного из погранотрядов на полюбившейся Украине – рисовал стенгазету, помогал дембелям оформлять дембельские альбомы — у Михаила красивый почерк с характерными для грузинского алфавита многочисленными вензельками и завитушками — успел Миша повыступать и в пограничной самодеятельности. Восстановившись в комсомоле активничал по комсомольской линии — избирался в комитет комсомола части, вел политинформации… На том «служба» и кончилась.
После армии, возмужавшего и полностью реабилитированного комсомольца и активиста гостеприимно принял родной вуз — «отличник, комсомолец, спортсмен и просто красавец» (как написала о нем одна современная украинская журналистка), Миша Саакашвили продолжил учебу в КИМО.
Страна уже полным ходом перестраивалась и захлебывалась от гласности, подняли голову национальные и националистические движения, молодежь бурлила дискуссиями и упивалась свободой. Именно в среде украинской интеллигенции, дети которых, главным образом и учились в были сокурсниками Михаила, давно зрели ростки махрового национализма. Покрыть последними словами «кацапов» и «москалей» в тусовке будущих украинских дипломатов-международников считалось хорошим тоном и само собой разумеющейся жизненной позицией. Михаил жадно, как губка, впитывал слова и атмосферу киевского бомонда конца 1980-х.
Естественно, общение, «варка» в этой среде, в определенной степени сформировала Мишины убеждения и взгляды. Прежде всего — ненависть к России и наивная убежденность, что «запад нам поможет»…»
.
Приложение
«Известный психиатр-криминалист, профессор Михаил ВИНОГРАДОВ составил психологический портрет Михаила Саакашвили
— Одутловатость лица, припухлые щеки, несколько женственный тип фигуры выдают в Михаиле Саакашвили человека эндокринного типа, — рассказывает профессор Виноградов. — Такие люди капризны, самолюбивы, вспыльчивы до склочности, склонны к истерическим реакциям, падки на лесть и несамостоятельны в принятии решений, эмоционально незрелы. Они жутко амбициозны, но при этом уровень их притязаний не соответствует уровню личностных возможностей.
По жизни людям типа Саакашвили требуются «костыли» в виде поддержки сильных мира сего. Чувствуя за собой прочный тыл, Саакашвили может быть решителен до наглости, метать глазами молнии и строить из себя «фюрера». Но, оказавшись один на один с принятием самостоятельного решения, пасует, нервничает, срывается до истерических припадков. На первый план выходит природная трусость. Симбиоз трусости и крайней внутренней неуверенности у таких людей рождает неимоверную жестокость.
А вот что рассказал наш эксперт о состоянии Саакашвили по конкретным фото.
.
1. Испугавшийся лжец — как кот, укравший сметану. Волосы мокрые от пота (люди эндокринного типа вообще часто потеют в критических ситуациях) выдают потерю контроля над своими эмоциями. Скошенные глаза, чуть выпяченные губы и поджатые щеки выдают боязнь быть пойманным на лжи.
2. Чуть высунутый язык, внимающий взгляд выдают незрелость личности. С таким выражением лица часто делают уроки старательные, но недалекие ученики.
3. Очень характерный для людей типа Саакашвили жест. С одной стороны, попытка демонстрации силы — нижняя челюсть выдвинута вперед, ноздри раздуваются от «праведного гнева», с другой же стороны, рука слишком близко, боязливо прижата к телу, да и «указующий перст» какой-то осторожный.
4. Усердно работает на публику. Маленький фюрер с косой челкой. Но победила трусость: высоченный Саакашвили вдруг стал на полголовы ниже охранников.
5. Исключительно холуйская поза: полусогнутый в сторону собеседницы корпус, угодливая улыбка, и даже плечи стеснительно втянуты — прямо гоголевский персонаж.
6. Счастливая улыбка, руки сложены в «открытый» замок: кот доволен. Пропажу сметаны не заметили и даже погладили. Слишком вальяжная поза для политика (ограниченность победила западный лоск)…»
Михаил, вам определённо не нравится Михаил. Мне тоже не нравится это Саакашвили, но определённо второе (и бОльшее) цитирование очень предвзято. Оно и понятно, материал российский. Но вашу неприязнь я понимаю и разделяю. Он и выглядит, как запуганный огромных размеров ребёнок с непомерной амбицией.