Когда читаешь очередные данные очередного социологического исследования (см., например, Рейтинги крупнейших партий сравнялись), то поневоле вспоминаешь о том, что говорят авторитетные источники об использовании динамики рейтингов в предвыборных баталиях.
Речь, разумеется, идет о глухих закоулках социологии, где из подворотни звучит только один вопрос — «чего изволите?»…
Предположим вполне рядовую ситуацию: идет борьба между двумя политическими силами, двумя партиями — X и Y. Первая — у власти, и, соответственно, контролирует общественно-правовое вещание (в Эстонии это ERR — Eesti Rahvusringhääling), вторая пребывает в оппозиции, и лишена всех прав в этой области.
При этом у каждой из этих партий есть среди избирателей какое-то количество твердых сторонников и надежда получить голоса колеблющихся. Условия задачи формулируются так: необходимо обеспечить максимальную явку на избирательные участки «своего» электората; отбить желание голосовать у «чужого» электората; заманить на свою сторону не определившихся. Как для этого использовать социологию? Да очень просто.
На протяжении длительного периода, буквально — годами, рейтинги должны ежемесячно показывать стабильный рост поддержки партии X и падение рейтинга Y. Это увеличивает «свой» электорат партии X. Но в этой ситуации, если ее довести до выборов, «свой» электорат усыпляется. Часть людей, которые отождествляют себя с теми, кто в опросах поддерживает партию X, могут не прийти на избирательный участок в силу абсолютной уверенности в победе. Нужна встряска.
Поэтому за несколько месяцев до выборов рейтинги X и Y сравниваются, Y может даже вырваться вперед. Теперь эффект усыпления работает на тех, кто поддерживает партию Y, электорат партии X, наоборот, «просыпается».
Но есть еще «не определившиеся». Наука утверждает, что около 25% принимающих участие в голосовании принимают окончательное решение в самый последний момент. И здесь срабатывает подсознательное желание быть с победившим (или побеждающим) большинством. Поэтому на последней неделе перед выборами ситуация должна измениться: партия X хоть на пару процентов должна опередить Y. На «своих» и «чужих» это уже не влияет.
Ничего этого не стал бы рассказывать, но уж больно сильна аналогия с рейтингами эстонских партий перед парламентскими выборами 2011 года.
Рейтинг правящей поднялся на 10% после поездки опозиции в Россию потому что по-видимому русскоговорящий электорат опозиции не обладает никаким политическим влиянием или электорат заснул…:)
согласен, только вот еще при повышении/понижении рейтинга хорошо бы повод дать — почему. напр. цены выросли в 2 раза рейтинг правящей партии снизился на 0.5%, лидер опозиции съездил к восточному соседу — рейтинг поднялся на 10%. сравнялись.
Антон, вы бы еще объявление в подъезде шариковой ручкой на листочке в клеточку с рекламой в прайм-тайм по пбк сравнили.
вторая пребывает в оппозиции, и лишена всех прав в этой области.
Нуну, бедные центристы без доступа к СМИ. Одна Столица чего стоит.