На днях премьер-министр Ансип на саммите ОБСЕ в Астане высказался за независимость и целостность Грузии. Что в его понимании, само собой разумеется, предполагает в составе Грузии и Абхазию. В связи с чем стоит повнимательнее рассмотреть фотографию на заставке: это не Андрус ли стоит там в коротеньких штанишках рядом с Иосифом Виссарионовичем?
Андрус Ансип не может не знать — он, по определению, знает всё — что государство под названием Абхазское царство начало формироваться еще в VI веке и добилось полной независимости в VII. Причем фактически в состав Абхазского царства со столицей в Анакопии, а затем в Кутаиси входила не только Абхазия, но и Западная Грузия. Это, чтобы было понятнее, по аналогии с Эстонией, можно назвать первым периодом независимости. Только начался он у Абхазии почти на полторы тысячи лет раньше, и продолжался раз в двадцать дольше, чем у Эстонии.
Царство процветало и расширялось, но в 975 году, в результате феодальных распрей, вошло в состав феодальной Грузии. Однако в XV веке Грузинское царство распалось, и абхазские князья Чачба объявили свою территорию независимой. Появилось, просуществовав лет четыреста, Абхазское княжество. Это вам ничего не напоминает?
Затем Абхазия (и Западная Грузия) попали в зависимость от Османской империи, но абхазы сопротивлялись, и антитурецкие восстания были делом обычным и даже обыденным. Но сколько можно? И вот князь Георгий, подавив в очередной раз сторонников Турции, обратился к российскому правительству с просьбой о покровительстве. В феврале 1810 года Александр I издал Манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. Произошло же это спустя 10 лет после вхождения в состав империи Грузии. То есть являлись Абхазия и Грузия в ту пору, как и на протяжении львиной доли своей истории, совершенно раздельными субъектами.
Не знавшие крепостного права свободные духом абхазы, судя по всему, всегда были крайне неудобными подданными для любого властителя (будь то русские цари или Саакашвили), который захотел бы остановить их стремление к независимости. И сто лет в составе Российской империи были беспрерывной чередой восстаний. А Абхазское княжество стало Сухумским округом.
После революции 1917 года судьбу абхазов решал всё время кто-то другой. Так, например, по советско-грузинскому Московскому мирному договору от 7 мая 1920 года РСФСР признала Сухумский округ частью ГДР, Грузинской Демократической Республики.
С установлением советской власти в марте 1921 году была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия, которая в декабре того же года вошла на основании особого союзного договора в состав Грузинской ССР, а через год вошла в СССР. Лишь в 1931 году, при Сталине, Абхазия стала обычной автономной республикой в составе Грузинской ССР.
Когда Грузия весной 1991 объявила о выходе из Советского Союза, Абхазия изъявила желание остаться в СССР (большинство её населения участвовало в референдуме о сохранении СССР и не участвовало в референдуме о независимости Грузии).
Летом 1992 года усилились разногласия между Абхазией и грузинским руководством, которые привели к вооружённому конфликту, унёсшему жизни 17 тыс. человек. Мирное урегулирование было достигнуто при посредничестве России и ООН лишь в апреле 1994.
Независимость республики была провозглашена Верховным Советом Абхазии в новой конституции от 26 ноября 1994 согласно итогам предшествовавшего референдума.
Итак, говоря об Абхазии, мы не можем не учитывать, что речь идет об этносе, имеющем язык и культуру, развивавшихся на протяжении тысяч лет; о народе, чья государственность насчитывает восемь столетий; о территории, которая не может принадлежать никому кроме абхазов и всех тех русских, эстонцев и представителей проживающих в Абхазии других национальностей, которые признают за Абхазией право на независимость.
Несколько лет назад я был в Женеве на конференции, где были представители, в том числе, из Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии. Двух дней хватило понять, что эти люди никому свою независимость не отдадут. Так же, кстати, как Эстония. Но эти люди не понимают, почему именно они должны жить по написанным при Сталине законам. И когда Ансип говорит о территориальной целостности Грузии, он должен понимать, что Саакашвили сможет ее добиться, только заплатив реками пролитой крови.
Таким образом, когда Ансип, Паэт или любой другой эстонский политик настаивает на территориальной целостности Грузии, подразумевающей Абхазию в ее составе, он тем самым отстаивает геополитическую систему, появившуюся в эпоху Сталина. Именно при нем, что означает — по его воле — Абхазия в третий раз за свою историю была лишена суверенности.
Любой, кто исходя из шкурных сиюминутных интересов, отстаивает результаты сталинизма на политической карте мира, выборочно лишая права на свободу и независимость другие народы, никем иным, как ярым сталинистом считаться не может. Тут двух мнений быть не может.
А мальчик-то на фотографии действительно похож на Ансипа…
lashiko!
На каком языке велось делопроизводство в Эстляндии до 1917 года? На каком языке шли службы в церкви?
Уважаемый lashiko)))
После упразднения использования в качестве государственного греческого языка, в качестве «языка межнационального общения» был выбран язык, на котором говорила часть граждан Абхазского царства – грузинский.
И что это меняет ?
В Эстонии было масса языков, на которых велось делопроизводство,
в том числе и русский.
Скажите уважемый, на каком языке шло делопроизводство в абхазском царстве? И на каком языке шла службе в церквах, что находятся на территории Абхазии?
Для справки, абхазскийй язык получил алфавит в 30-ых годах ХХ века.