Некоторые продукты обладают поразительной способностью впитывать запахи. Мед, например. Достаточно оставить его в незакупоренном сосуде рядом с чем-то, имеющим стойкий запах — и можно получить мед со вкусом копченой колбасы, селедки, чеснока и лука, квашеной капусты…
Именно это происходит с демократией в Эстонии.
В мире хватает примеров т.н. авторитарных режимов, являющихся переходным этапом от демократии к тоталитаризму, равно как и наоборот. Для них характерно относительно небольшое число носителей власти; неподконтрольность власти народу, сужение действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, их неподотчётность населению; монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; доминирование в качестве методов государственного управления командно-административных мер. При этом права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере); личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
Будем объективны: отсутствие какого-либо из перечисленных признаков не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Как, например, в современной Эстонии.
Итак, для последних нескольких лет характерны следующие явления:
— важнейшие для общества решения (переход на евро, регуляция трудовых отношений, насильственная эстонизация русскоязычных гимназий, изменения налогов и акцизов и т.п.) принимаются в очень узком кругу, без консультаций с представительными органами (будь то профсоюзы или местные самоуправления) больших групп населения;
— выборность сужена за счет одной шестой части населения, чей доступ к получению гражданства сознательно ограничивался на протяжении десятков лет. Но что гораздо более существенно — электронное голосование и «голосование по мобильнику» поставили в преимущественное положение часть общества, чем ограничило права всех остальных. А о подотчетности власти уже давно говорить не приходится;
— резко поляризованные СМИ уничтожают по мере сил реальную оппозицию, давая автократии возможность монополизировать власть — один только на пустом месте раздутый скандал вокруг строительства церкви в Ласнамяэ чего стоит;
— командно-административные методы в общении правительства и представительных органов различных групп населения давно уже стали обыденностью (что выражается, в частности, в том, что государство в лице правительства и парламента без колебаний передает то одну, то другую свою функцию местным самоуправлениям, не обеспечивая ее исполнение финансово);
— и использованием силовых структур в политических целях никого уже не удивишь. Примеры у всех на слуху: Панов, Вийзитамм и др.
Пока, может, и рано еще называть ту форму власти, которая сложилась в Эстонской Республике, авторитарным режимом. Но наша демократия совершенно однозначно провоняла авторитаризмом. Как тот мед с запахом селедки, о котором шла речь в начале. Парадокс: чем дольше мы живем при демократии, тем насущнее становится необходимость этой самой демократии учиться.
Следует понимать, что любая идеология обернута в привлекательный фантик – лозунг. Всегда говорят о равенстве, о свободе, о справедливости, о братстве и т. д. Причем этими лозунгами пользуются руководители любого политического, светского, религиозного уровня везде и во все времена.
Обертка всегда красивая, а начинка оказывается протухшей как упомянуто заглавии статьи.
Затронем что-нибудь более нейтральное для многих…Например, в Китае выстроена жесткая корпоративная управленческая неорабовладенческая пирамида под лозунгами равенства.
При этом простой китайский народ живет в нищете и не обеспечен ни пенсией, ни нормальными жизненными условиями. Не зря ведь народная мудрость говорит, что благими намерениями дорога в ад стелется. Очевидно, предки понимали, что любые стремления к справедливости, вызревающие в обществе, часто возглавляются мерзавцами.
Жаль, что не все потомки понимают, что мерзавцев целенаправленно внедряют в общество или народ (или возвеличивают в обществе или народе), дабы увести общество в сторону. И тем самым девальвировать понятие справедливости.
Издревле практикуется методика выявления тенденций в обществе, вписывание в управление, возглавление, уведение общества в сторону и т. д. При этом сильные общества сталкиваются лбами с целью взаимного уничтожения самых лучших и смелых.
Жаль, что подобная подмена понятий сейчас складывается повсеместно и с термином «демократия». Хотя изначальное значение этого слова, если посмотреть через призму этимологии — действительно весомое, как и понятие «коммунизм». Хотя многих от последнего слова уже сейчас коробит, что и следовало доказать.
Ребята, а вы не задумывались, что если нас всех начнет коробить от слова демократия (хотя многих уже коробит), что в принципе и хотят нам навязать, то какого полицейского режима мы захотим??? На западе для нас подготовили лишь последний вариант: национал-вождизм, или точнее и еще страшнее — интернационал-вождизм. При этом можете не сомневаться, что и эти новейшие идеологии, которые мы же попросим у них сами, будут обернуты в красивые и привлекательные фантики.
Так может переворотик соорганизуем? Иль революцию какую? А Миша?НЕТ!? А что тогда воздух сотрясать!