Перейти к содержимому

Всем спасибо, все молодцы

Публика в восторге: Минюст предлагает снизить возрастной порог для избирателей с нынешних 18 до 16 лет. Министр юстиции Кристен Михал наконец-то нащупал главную болевую точку общества и выступил с законодательной инициативой о понижении возрастного порога для участия в выборах. Молодец.

По его словам, вопрос о снижении возрастного ценза для избирателей с нынешних 18 до 16 лет широко обсуждается в обществе. Значит, и общество – молодец. А поскольку предполагаемые поправки подразумевают внесение изменений и в Конституцию, министр юстиции считает важным привлечь к дискуссии максимально широкий круг лиц. И эти широкие лица – тоже молодцы.

В общем, все молодцы, хотя в целом в большинстве стран, где вообще проводят выборы, избирательное право начинается с 18 лет. В 109 странах, как утверждает Википедия: в США, Великоб¬ритании, Германии, Италии. С 20 лет — в Японии, Швейца¬рии, Финляндии. А вот в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. И ладно: чем мы хуже Ирана.

И пусть в понимании Закона о защите детей ребенком считается человек до 18 лет, а в понимании многих других законов лицо в 16-летнем возрасте считается несовершеннолетним ребенком. Пусть он у нас не имеет права пить-курить, брать кредиты, водить без взрослых машину и много чего еще – неважно: голосовать на выборах в парламент у нас смогут даже младенцы, и, как доказывает практика электронного голосования, даже не просыпаясь.

Так что я был бы не против снижения возрастного ценза ради расширения избирательного права на несовершеннолетних и связанного с этим изменения Конституции. И я, несомненно, тоже был бы молодец. Кабы не одно «но»: мне кажется, что если уж изменять Основной закон, то – менять.

Вот, например, статья 56: «Верховную государственную власть народ осуществляет через граждан, обладающих правом голоса: 1) путем выборов в Рийгикогу; 2) путем референдума (всенародного голосования)». Почему бы не добавить в эту статью еще один пункт: «3) путем выборов Президента Республики»? И полностью изменить статью 79, начинающуюся словами «Президент Республики избирается Государственным Собранием…» Может, тогда у нас во главе государства появится что-то достойное.

А из статьи 9: «Права, свободы и обязанности всех и каждого, перечисленные в Основном Законе, распространяются в равной степени как на граждан Эстонии, так и на пребывающих в Эстонии граждан иностранных государств и лиц без гражданства» можно спокойно удалить слова «в равной степени», потому что так будет честнее. Тогда статью 12, начинающуюся словами «перед законом все равны», надо сократить всю, целиком. Так как всё это равенство мгновенно забывается, как только дело доходит до, например, русскоязычного гимназического образования.

Такими же ненужными выглядят еще несколько положений Конституции, включенные в разные статьи второй главы «Основные права, свободы и обязанности», противоречащие сложившейся практике:
«Никто не может быть принужден свидетельствовать против самого себя или своих близких» — еще как может!;

«Каждый имеет право на возмещение противоправно причиненного ему кем бы то ни было морального и материального ущерба» — ага, особенно морального. Вы пробовали когда-нибудь получить в суде защиту от злостной клеветы?;

«При выборе характера образования детей решающее слово остается за родителями» — без комментариев.

В третьей главе Конституции – «Народ» — пора, наконец, решить имеет ли этот самый народ право решать вопрос о проведении референдума. Подчеркну: о проведении, а не просто участии в нем. И, соответственно, изменить полностью статью 105, начинающуюся словами «Государственное Собрание вправе вынести законопроект или иной вопрос жизни государства на референдум» — это право должно быть, в первую очередь, у народа.

Несколько архаично звучит и, возможно, нуждается в редактировании статья 111: «Исключительное право эмиссии эстонских денег принадлежит Банку Эстонии…». Это про евро?

Есть еще статья 122: «Сухопутная граница Эстонии установлена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года и…». Но если Тартуским мирным договором, то это так: «Статья III. 1. Государственная граница между Россией и Эстонией проходит:

От Нарвского залива в одной версте южнее Дома рыбаков на д. Ропша, далее по речке Мертвицкая и реке Россонь до д. Илькино, от д. Илькино в одной версте западнее д. Кейкино, в полуверсте западнее д. Извоз на д. Кобыляки, устье реки Щучка, д. Кривая Лука, полум. Печурки, слияние трех истоков реки Втроя, южная окраина д. Куричек с ея угодьями, прямая линия к середине Чудского озера, по середине Чудского озера, в одной версте восточнее острова Порка (Пирисар), далее по середине проливов до острова Салло; от середины пролива у острова Салло к середине пролива между Талабскими островами и островом Каменка, западнее деревни Поддубье (на южном берегу Псковского озера), железнодорожная будка у д. Грядище, западнее д. Шахинцы, восточнее д. Новая, оз. Поганово, между д. д. Бабина и Выморски, полторы версты южнее дома лесн. (что севернее Глыбочина), д. Спрехтичи и ф. Кудепи». А эта конфигурация несколько отличается от реально существующей границы…

В общем, не только несовершеннолетние избиратели должны стать темой широкой общественной дискуссии, есть и другие вопросы, нуждающиеся в решении. Чтобы можно было с полным удовлетворение сказать, глядя друг другу в глаза: «Всем спасибо! Все молодцы!»

Комментарии

Опубликовано вОбзор прессыПарламент и правительство

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий