В понедельник министр экономики Партс отвечал на мой запрос по поводу повышения стоимости электроэнергии и его предвыборных обещаний (одно из них – уменьшить цены на электричество – на заставке). Страсти постепенно накалились, и я вспомнил одну историю… Далее – сильно сокращенный авторский перевод моего выступления перед парламентом 11 февраля с.г.
… Дабы проиллюстрировать, что такое есть Партс, я расскажу вам историю кусочка краковской колбасы, приключившуюся в Нарве лет так 9 назад.
Партс был тогда премьер-министром и прибыл в Нарву открывать после ремонта один отель. Это было забавно: Партс подарил гостиннице государственный флаг, который был под звуки гимна торжественно поднят на флагшток. Только нетрадиционным способом, белой полосой вверх. Присутствующие сделали вид, что ничего не заметили. Ну, потом-то, конечно, флаг перевернули, когда премьер с окружением отбыл на фуршет.
Но речь не об этом. Это было время, когда Нарву всерьез лихорадило, потому что правительство Партса за несколько дней до этого ввело запрет на провоз из России мяса, молока и соответствующих продуктов. Но Партс, давший интервью местной прессе, категорически заявил, что ничего подобного – его правительство таких решений не принимало. И местных очень интересовало, кто же нам врет, таможенники на границе или премьер-министр на пресс-конференции.
И я отправился в Ивангород. Дошел до первого продуктового магазина, приобрел 200 грамм краковской в прозрачном полиэтиленовом пакете и пошел назад.
Перед таможней стояло несколько нарвских журналистов с фотокамерами. Я поднял руку с пакетиком и зашел в здание таможни. Проверка паспорта заняла несколько секунд и вот я в той части здания, где производится выборочный досмотр. Таможенники делают вид, что меня не видят. Подхожу к одному из них, показываю пакет. Он печально машет рукой в сторону выхода. Я выходить отказываюсь и спрашиваю, что, мол, за бумажка у вас такая на стеночке висит и что в ней сказано? Выдержки из последнего постановления правительства, отвечают мне. Задаю прямой вопрос: можно проносить мясное и молочное? Нет, звучит в ответ. Причем довольно тоскливо, поскольку лживые утверждения Партса уже читали все, и все же знают, что он как раз в этот момент в городе. Но мне этого мало и я требую принять в отношении нарушителя – депутата Рийгикогу и председателя местного горсобрания – решительные меры.
В результате меня отвели в кабинет инспектора, где был составлен протокол о нарушении — попытке проноса в ручной клади через границу 200 килограммов колбасы неизвестного производства. Я не оговорился – именно 200 килограммов: инспектор была так взволнована, что в протоколе обозначила вес незаконно проносимого как «0,2 тонны». Эта бумагу я потом вставил в рамку. Когда у меня будут внуки, буду им ее показывать: пусть попробуют представить деда с двумястами килограммами на горбу, поднимающегося от реки к Петровской площади.
Затем я вышел к журналистам и предъявил им протокол, железно доказывающий, что премьер-министр Эстонии Партс – лжец. На этом спор можно было считать законченным.
Партс врал в 2004 году Нарве, врал два года назад всей Эстонии (обещая снизить цену электроэнергии), врет он и сегодня, раз за разом повторяя, что ничего подобного не утверждал.
Вспоминаю эпизод из телевизионной передачи, прошедшей несколько лет назад. Партс в ранге министра, приехал в Нарву для разрешения экономических проблем в городе. Постоянно, забыв о цели приезда, спрашивал: «а где библиотека, в которую я ходил в детстве». Не помню, что ему отвечали, но через пару минут вопрос повторялся. Весь репортаж состоял из повторяющегося вопроса и недоуменных взглядов местных сопровождающих.