но утверждайте, что таковы статистические данные»
Автор пожелал остаться неизвестным,
однако примет ваш заказ на проведение
любого социологического исследования
с гарантированным результатом (тел. в редакции)
Глава 5. Информационное поле интеграции.
Поскольку интеграционные процессы нельзя, к сожалению, засекретить, то интегристика предполагает жесткий и постоянный надзор над тем единственным, что поддается контролю – над информацией, причем и на входе, и на выходе. Кроме того необходим постоянный информационный фон, чтобы население, не дай Бог, не забыло об интеграции. Что-то вроде непрекращающегося жужжания мясных мух на задворках дешевой забегаловки. В этом контексте (то есть в смысле интеграции, а не помойки) тема делится на три составляющие.
5.1. Статистическое обеспечение интеграции.
Статистика знает все, но работа по методу «Сбор информации – обработка данных – результат» уже давно устарела и не соответствует незыблемому канону интегристики, в соответствии с которым достижения интеграции должны быть точно распланированы как минимум на пятилетку вперед. Ведь если результаты вдруг окажутся не такими, какие вам требуются, то под удар будет поставлена не только программа интеграции, о которой уже шла речь выше, но и ваше личное благосостояние. Поэтому, если у вас есть лишние деньги, — а как им не быть у служивого человека, который от правительства поставлен нацменьшинства дрессировать по своему образу и подобию, — то вы всегда можете пойти от результата.
Наука, в конце концов, всегда состоит на службе у прогресса — то есть у интеграции, и кому, как не вам знать, к каким выводам она должна приходить. Поэтому старайтесь твердо придерживаться т.н. принципа Йожефа: «От услуг социологической фирмы, которая не спрашивает первым делом «Когда и сколько заплатите?», а затем — «Какой нужен результат?», следует сразу отказаться».
Что толку в объективности, если она не соответствует вашим представлениям о справедливом устройстве мира? Ведь, в конце концов, даже в тюремной камере нет места анархии, даже там строгая иерархия гарантирует дисциплину и порядок. Разве пахана интересуют чувства оказавшегося на нарах новичка? Имеется в виду, что если уж нам выпало счастье строить совместное общество, в котором все его члены равноправны, то инородцев просят в этот процесс не вмешиваться. Это, повторимся, и есть интеграция. Хотя иногда, в виде исключения, и инородцу можно дать слово. И только для того, чтобы он какую-нибудь глупость не ляпнул, его мнение стоит сформулировать заранее.
Приведем такой пример: предположим, что в будущем вам придется заняться уничтожением инородного гимназического образования. Дело святое, хотя, со стороны глядя, и некрасивое. Тем более вам понадобится алиби на тот случай, если кто начнет возмущаться. Так вот, стопроцентную отмазку в предполагаемой ситуации даст только возможность ссылаться на мнение самих интегрируемых, которые (и дети, и их родители) со всей уверенностью заявят, что учеба на родном языке их утомляет и ограничивает в развитии, по каковой причине русскую гимназию следует придушить. И вспомним оккупацию: ведь и тогда всё, включая повышения цен, делалось исключительно по настоятельным просьбам трудящихся, которые чаще всего из новостей узнавали, что опять чего-то захотели – то ли Солженицына осудить, то ли английским горнякам в забастовочный фонд по трешке скинуться. В этом смысле не грех поучиться и у Советской власти.
(Причем, обратите внимание, советская пропаганда была настолько доходчива, что глубинный смысл ее воспринимался каждым, на каком бы из братских языков она ни звучала. Вот один поэт, например, как бы задается вопросом:
«Ата дейт, атам-апам Ленинди,
Небере, же мен аным жээниминби?»
Каково? Ни много ни мало – атам-апам! Другой на это отвечает:
«Жоголсун капитализм!»
А третий пиит подводит итог:
«Биздин ата, Биздин аймык Ленин!»
И все, что показательно, понятно. И нам в будущем неплохо бы выйти на такой уровень, чтобы инородцы у нас без перевода понимали и «Жоголсун vene keel!», и «Биздин ата, биздин аймык riigikeel!»)
Что же касается инородной гимназии, то при ее обработке без специалистов по созданию общественного мнения, причем соответствующей квалификации, не обойтись. А ваше дело тогда маленькое: вовремя оплатить услуги социологов и проследить, чтобы соответствующий опрос они проводили не севернее Тарту — там, на югах, за русскую гимназию мало кто вступится, – и уж ни в коем случае не в Таллинне или на Северо-Востоке.
Правда, даже и в таком всесторонне подготовленном случае может оказаться, что результат не будет соответствовать требуемому. Не отчаивайтесь, лучше почаще вспоминайте закон Дзержинского: «Если у вас холодный ум, горячее сердце и чистые руки, то рано или поздно вы всех убедите в своей правоте». Учитывая, что под всеми подразумеваются все оставшиеся, то это именно тот закон, который вам следует акцептировать в своей деятельности. Интеграция должна чураться слюнявой либеральности (ведь «Кто не с нами, тот против нас» и «Если кто не сдается, то его, сами понимаете…» — это сказано нашими по духу товарищами) и тогда каждое социологическое исследование даст именно тот результат, который вам нужен.
Интегристика ни в коем случае не должна допускать компромиссов при предании гласности несанкционированной информации. Пресекая же подобные попытки полезно помнить т.н. правило перстня Борджиа: «Когда я по какому-либо поводу говорю «Только через мой труп!», то само собой разумеется, что речь идет о трупе моего собеседника».
5.2. Информация на выходе.
Можно предположить, что результаты интеграции будут интересовать не столько общественность внутри страны (она всегда, какие усилия не предпринимались бы в этом направлении, будет в курсе реального положения дел), сколько иностранных спонсоров за ее пределами. Поэтому уделим особое внимание именно их обработке.
В специальной литературе по интегристике типичный представитель рода спонсоровидных обычно квалифицируется как лохус ушастый. Ему присущи врожденная близорукость, не дающая увидеть что-либо дальше своего носа, и особое строение органов слуха, позволяющее лохусу уловить лишь нежный шепот рапортующего об успехах своей работы интегратора. Гнездятся спонсоры, как правило, вдалеке от наших широт, появляться будут редко, интересовать же их будет не столько реальный результат, сколько отчетность.
Сделайте им хорошо. Подразумевается не только калорийное питание или тайский массаж, хотя и это не помешает, а регулярные, пусть даже и редкие публикации в прессе с победными реляциями о победном шествии интеграции. И дело в шляпе – или где там вы собираетесь держать полученные от спонсоров деньги.
5.3. Информационный фон интеграции.
Вышеупомянутые реляции и создадут вышеупомянутый фон. Вернее — какую-то его часть, поскольку в интересах дела лучше по мере возможности избегать сиропоподобия при отражении интеграции в СМИ. Потому что если вы хотите, чтобы ваши труды оценили по достоинству, необходимо без устали доказывать их, с одной стороны, необходимость, а с другой – непосильность для кого-либо, кроме вас. Для чего без устали культивируйте в идейно близкой вам прессе образ инородца, как совершенно бескультурного и агрессивного типа. Иначе никто, блин, просто не поймет, зачем его, ваще, надо интегрировать.
(Поэтому в передачах и статьях, посвященных, например, криминальным новостям, без устали вытаскивайте на свет божий неэстонские имена и фамилии или, по крайней мере, не забывайте упоминать, что «преступник говорил с русским акцентом». На митингах и пикетах снимайте только пьяных, а интервью на тех же мероприятиях лучше брать у тех, чья психическая неадекватность с первого же взгляда не вызывает ни малейших сомнений. И т.д., и т.п.)
Но, готовясь работать с прессой, необходимо прежде усвоить несколько правил. Потому что та медиа, которая согласится с вами сотрудничать, трудится по своим, волчьим законам.
«Потомок! Говорить правду легко и приятно…» — такая надпись выбита на постаменте монумента Неизвестному корреспонденту газеты «Правда». Но тот, кто не поленится обойти памятник, увидит ее продолжение: «… гораздо труднее правдоподобно лгать. Поэтому именно за ложь платят». Так что учтите – пресса пишет об интеграции или негативное, или за деньги. Хотя всегда и везде были, есть и будут журналисты, согласные и за медный грош обслуживать интеграцию или любую другую идеологическую кампанию, проводимую правительством – неважно каким.
Работают они чаще всего в соответствии с т. н. правилом дятла, гласящим, что «Глаголы «информировать» и «доносить» – синонимы», и, рассказывая о жизни неэстонской общины, будут при каждом удобном случае повторять тезисы о ее склонности к наркомании, безделью и всякого рода преступным промыслам (что и требуется доказать) – в полном соответствии с четвертой аксиомой Херста: «Хорошая информация хороша тем, что воняет падалью уже в момент рождения».
(Окончание следует. Хотя врядли…)
интересный трактат.
продолжение будет?.