Утром и вечером, когда я в Нарве, гуляю с собакой. И редкая прогулка обходится без того, чтобы кто-нибудь не остановил нас на нашем маршруте с каким-нибудь наболевшим вопросом. Чаще всего в каждый отрезок времени эти уличные разговоры замыкаются на какую-то одну тему. Годы назад был месяц, когда все хотели поговорить о качестве воды, и я по несколько раз в день объяснял, что такое тригалометаны и как трактует их вредоносность Всемирная организация здоровья. Пару лет назад все разговоры были о русскоязычном образовании. В прошлом году, летом и осенью, в очень образных выражениях мне сообщали, какие мысли навевают перерытые под укладку новых магистральных труб дороги. А в последнее время почти все беседы сводятся к вопросам международной политики. И постепенно мне удалось сформулировать несколько претензий нарвитян к внешней политике Эстонии. Претензий, с которыми я, добавлю для полной ясности, абсолютно солидарен.
Кому нужны эти истерики?
«Слушай, Михаил, — говорят мне. – Чего они там всё время в падучей бьются? Ведь было время, когда нам говорили: чтобы жить безопасно, надо вступить в НАТО. Так мы уже в нём. Потом появилась следующая тема, что, мол, 2% ВВП должно идти на оборону. Так эти 2% уже туда и пошли. И всё равно, смотришь новости, а там очередной чудик с бешеными глазами стращает нас ужасами оккупации. Кому нужны эти истерики?»
Я на это обычно отвечаю рассказом о небольшом эксперименте, проведенном в последние месяцы. Беседуя с людьми в разных самоуправлениях Эстонии, я часто задавал вопрос – боятся ли они военной агрессии России? В случае эстонцев почти 100% отвечают, что да, причём очень. Но всех приводит в ступор моё предложение пояснить, зачем, по их мнению, это России нужно. Территория? Своей девать некуда. Морские порты? Портом в Усть-Луге вопрос снят. Полезные ископаемые? Не смешите. Защита соотечественников? А что, есть вероятность, что правительство Эстонии способно применить оружие против собственного населения? Нанести, например, ракетно-бомбовый удар по Ласнамяэ.
В этом месте обычно уже улыбаются, и можно начинать говорить рационально. А вы заметили, что агрессией и уничтожением нас пугают одни и те же? Нет, фамилии у них разные – Аавиксоо, Лаар, Рейнсалу, а вот партийная принадлежность одна – ИРЛ. Эти люди трудятся на высокооплачиваемых постах, но хорошо умеют делать только одно: не любить Россию. В принципе – ради бога, не любите её, но не делайте это за деньги! Ведь любить за деньги или не любить за деньги – смысл-то один, сплошная проституция. (Уместно напомнить, что именно ирловцы торговали самым дорогим – родиной, продавая виды на жительство Эстонии, в том числе российским бандюкам.)
Нет, то, что часть эстонского политического бомонда не выживет в политике, если откажется от антироссийской риторики – это людям понятно. Чего они понять не могут, так это того, что эта истеричность становится составной частью внешней политики Эстонии. А нельзя так: мухи – отдельно, котлеты – отдельно?
Меньше страха, больше достоинства
«Почему, — спрашивают меня, — всё время возникает ощущение, что мы, страна Эстония, боимся куда-то опоздать? Ведь даже когда есть время подумать, проанализировать ситуацию – у вас там, в парламенте, прямо соревнование какое-то начинается, кто первым начнет сбор подписей против или в поддержку кого-то? Ты извини, — говорят мне, кивая на играющих рядом собак, — но это очень похоже на попытку пса угадать следующую команду хозяина. Несолидно. Как будто всё время чего-то боимся…»
И возразить на это нечего, с достоинством у нас действительно проблемы. Министр иностранных дел Паэт, например, приходит в парламент, где позитивно отзывается о нелегитимных властях Украины. А буквально через четверть часа после того, как он заканчивает своё выступление, новостные порталы всего мира публикуют распечатку его разговора с Кэтрин Эштон, в котором он излагает мнение, что снайперов на майдан наняли Яценюк и К, то есть те, кого он только что нахваливал.
Министр обороны Рейнсалу (тот самый, с бешеными тарашками) в почти каждой своей речи находит повод заклеймить Россию позором за нападение на Грузию, хотя весь адекватный мир уже пять с половиной лет знает заключение комиссии Саркози: агрессором в грузино-южноосетинском конфликте был Саакашвили. Ложь и достоинство – несовместимы. И т.д., примеров таких можно приводить множество.
В качестве некоего подведения итогов придётся констатировать, что внешняя политика Эстонии годится для страны, не желающей иметь самостоятельной внешней политики. Хотя ее могут себе позволить, например, Венгрия и Финляндия. И будущие депутаты Европарламента от Эстонии могли бы гораздо больше внимания уделять поддержке чести и достоинства нашей страны, помогая ей формировать действительно самостоятельную внешнюю политику.
Здравствуйте,Михаил.
Вы правы, создается впечатление,что наше правительство живет в каком то своем, ими же созданном мире,как на другой планете, там и жизнь хороша и жить хорошо,поэтому ,видимо, очень страшно все это потерять.
Вот смотришь новости по стране и не знаешь,что делать:плакать или горестно улыбаться.
Вот прилетели 150 натовских парней «защишать» нас и сам президент страны с умилением и подобострастием пожимает руку каждому их этой группы черно-сине-голубых защитников….а вот пожать руку Патриарху Кириллу ,у президента не нашлось даже 10 минут :-((((……хотя простой православный люд выстелил лепестками цветов его места посещения в Эстонии.Дааа мы живем в разных мирах….
Очень хорошо объяснили, спасибо.