Перед вами выступление от 6 февраля 2023 года. С русскими субтитрами. Перевод стенограммы (17:36 Mihhail Stalnuhhin):
Спасибо, господин ведущий! Уважаемые коллеги!
Порой в жизни случается так, что общаешься с каким-нибудь человеком часы, дни, годы – и потом вдруг нечего вспомнить об этом общении. Но может быть наоборот: поговоришь с человеком четверть часа – и это запоминается до конца жизни.
Годы и годы назад я пообщался с одной пожилой дамой в маленькой деревне Центральной Эстонии. Она подошла ко мне поговорить о том, что, глянь, за последние годы в нашей деревне закрыты школа и магазин. Больше нет полицейского, и медсестра приезжает раз в месяц.
Но четыре года назад приезжал к нам в гости один симпатичный господин, который пообещал – мы тогда уже знали, что школу собираются закрыть и магазин не окупается – он пообещал, что все это останется. Тогда я спросил, кто же был этот господин?
Она, (эта женщина), сказала, что вот, приехал он на красивой машине, сыграл на аккордеоне и раздавал леденцы. И мы тогда решили, что говорит он красиво и обещает прекрасное – а давайте проголосуем за него!
Но после этого мы его четыре года не видели и хоть и звали в гости и просили помочь, но он не приехал. Не мог бы ты ему передать, что он мог бы изредка к нам заскакивать?
Тогда я спросил, так кто же этот господин? И выяснилось, что он состоит в одной из ведущих партий и является членом Рийгикогу.
Почему я вам это сейчас рассказал? Потому что речь об очень большой проблеме: люди отличнейшим образом понимают, что то, что им говорят, когда приезжают за их голосами – это одно; то же, что происходит потом – нечто другое.
Это называется партийной политикой.
У нас в Эстонии сейчас зарегистрировано 12 партий. Суммарно в них состоит чуть более 50 000 человек, то есть примерно 5,5% от имеющих право голоса граждан.
И ладно бы эти 5 с половиной процентов определяли то, что происходит в стране – но это не так. Мне, проведшему в политике четверть века, прекрасно известно, что в государстве всё решают максимум 300 человек – верхушки партий.
Это дает возможность любому дяденьке на шикарной машине обещать всё что угодно. Потом он всегда, даже если его найдут, выкрутится. Смотрите, мол, это был я, но так случилось, что партия решила иначе и пошло так, как пошло.
По моему мнению, сейчас у общества Эстонии есть желание вернуть власть себе. Здесь сегодня несколько минут назад прозвучала фраза: власть в Эстонии принадлежит народу Эстонии.
Не принадлежит!
На самом деле эта власть принадлежит примерно 300 лицам, которые руководят партиями и работают в высших структурах.
А у народа, по-моему, есть сейчас желание получить больше власти (себе). И одна из возможностей это осуществить – одномандатные округа.
По моему мнению, следующему Рийгикогу надо серьезно взвесить возможность отдать самоуправлениям Эстонии часть мандатов – из тех, что распределяются на парламентских выборах.
Только это обеспечит то, что у членов Рийгикогу будет связь с теми, кого они обещают защищать в парламенте, и что они будут честно делать эту свою работу.
Мужик, а где гармошка?😂