Яанус Рахумяги, бизнесмен и политик, мог бы стать прообразом героя нашего времени как фигура разноплановая, сложная и противоречивая. Но есть и другое мнение, ёмко сформулированное Койтом Пикаро: «…Он является примитивной личностью и врет как по мелочам, так и по-крупному, именно потому и не опасен. Я думаю, что его мировоззрение — на уровне ученика третьего класса, он особо не ориентируется ни во времени, ни в пространстве. … Рахумяги — просто дурак. Исключать того, что за ним не стоит какая-либо иностранная структура, нельзя, но мне не верится, что кто-либо его нанял. Однако опасность глупцов как раз и состоит в их глупости…»
(см. Пикаро: если Симм был сознательным негодяем, то Рахумяги — просто дурак).
Пикаро — человек бесстрашный, это и так было известно, но в данном случае он режет правду-матку по поводу чемпиона Эстонии по каратэ 1982 года, а это вдвойне достойно уважения. Ребро ладони, которым легко крошится кирпич, и по сию пору остается самой сильной стороной Рахумяги, поскольку иным, более интеллектуальным достоинствам он безнадежно чужд: злые языки утверждают, что высшее образование в его классической форме так и не поддалось студенту факультета физической культуры Таллиннского пединститута. Зато Яанус Рахумяги легко взлетел в высшие политические сферы Эстонской Республики, оставив за собой легко различимый инверсионный след.
Особо следует отметить, что он два раза избирался в парламент. В первый раз, правда, по списку партии Res Publica, во второй — уже с реформистами. В 2007 году это происходило на моих глазах, и ни в чем оригинальном, кроме того, что ездил он на встречи с пенсионерами на миллионном Hummer´е, Рахумяги в Ида-Вирумаа замечен не был: обещал торжество демократии и настоящий либерализм на территории всей Эстонии, смутно вещал о коррупции и — это важно! — о необходимости честно и по закону вести дела.
Некоторое время спустя он впервые запомнился своим высказыванием — по поводу «бронзовой ночи»:
«В расходы можно занести разбитые окна и недополученный доход коммерсантов, российскую кампанию по очернению имиджа Эстонии, атаки на эстонские сайты и блокаду посольства в Москве. Мне жаль также погибшего молодого человека, который участвовал в разграблении центра города и стал героем в глазах президента России. Но с точки зрения внутренней политики, самым большим плюсом является то, что эстонское государство упрочило свои позиции. „Бронзовый солдат“ de facto перенесен из центра на кладбище. Русские, желавшие тишины и покоя для своей памяти, а не шума и скандалов, понимают и принимают это. Если не сейчас, то скоро обязательно поймут. Органы охраны правопорядка показали себя с хорошей стороны в ходе апрельского кризиса, а правительство озаботилось проблемами русских, живущих в Эстонии. Наши русские могут быть уверены, что эстонцы их поняли. Каждый по-своему смог высказать, что у него на сердце. Дальше межнациональные отношения будут только улучшаться, так как воздух стал чище, а правила игры яснее…» (см. Яанус Рахумяги: Итог «бронзовой ночи» — положительный). Это к слову о торжестве демократии. А также об умении логично мыслить.
Затем, в августе 2007-го, Рахумяги, уже в качестве руководителя специальной парламентской комиссией по надзору за учреждениями безопасности, пообещал сделать горькой жизнь коррупционеров (Яанус Рахумяги: ’’Жизнь коррупционеров сделают горькой’’). Позиционировав себя, само собой, представителем исключительной честности в жизни и политике.
Гром грянул чуть позже. Сначала Рахумяги обнаружил, что за жителями Эстонии ведется тотальная слежка. Но это еще полбеды. Беда в том, что и на него заведено дело:
«На протяжении многих лет полиция Эстонии держит жителей страны „под колпаком“. Она по крупицам собирала закрытую от общественности базу данных, в которой скапливались результаты тайных наблюдений за людьми. Как сообщает Eesti Ekspress, доступ к этой базе данных имеют около тысячи чиновников. Секретная база данных является частью официальной полицейской базы, где содержится вполне легальная информация: на каком автомобиле человек ездит, какой недвижимостью владеет, кто входит в его семью, а также как и за что наказывался в уголовном порядке. Эта база носит кодовое название „KAIRI“ и к ней имеют доступ около 4500 человек. О существовании секретной базы данных совсем недавно узнала специальная комиссия парламента Эстонии по надзору за деятельностью спецслужб. Когда входящий в комиссию Яанус Рахумяги ознакомился с данными на себя, он был поражен. „На ковер“ были вызваны руководители структур безопасности, которым приказали привести базу в соответствие с законами. Правда, в силу секретности работы комиссии не говорится, что конкретно в секретной базе противоречило законам…» (см. За жителями Эстонии ведется тотальная слежка).
И тут вдруг выяснилось, что Яанус Рахумяги (вместе с Робертом Антроповым, тоже реформистом и, как водится, исключительной честности гражданином) может за незаконное финансирование своей предвыборной кампании сесть на 3 года в тюрьму. Извиняюсь за пространную цитату, но оно того стоит.
«Соратники бросили Ансипа на амбразуру»:
«Честно говоря, прослушивая разговор Яануса Рахумяги с нашим журналистом, я подумала, что Рахумяги шутит. Тяжело поверить в то, что какое-то малюсенькое и ныне обанкротившееся рекламное бюро из Пярну „выбивало“ и „вымогало“ деньги из бывшего руководителя Департамента полиции.
Рахумяги сказал: „Я очень легкая добыча — председатель комиссии КаПо, член парламента. Ведь так легко подкидывать различные бумаги. Наверно, они надеются, что покажут этому идиоту „кузькину мать“…“
Если кто не понял, то „идиот“ — это он о себе. Продолжим:
„Я заплатил деньги и договорился, что ни у кого больше нет претензий. Чувствую, что я попал в западню. В любом случае проиграет политик и его семья. Они угрожали, что теперь должен заплатить Антропов. Это вымогательство денег у политиков“.
Рахумяги действительно руководит в парламенте комиссией, которая владеет самой деликатной информацией в стране. Он на „ты“ со всеми префектами полиции и руководителями спецслужб Эстонии. Поэтому с трудом верится, что у Рахумяги меньше информации, нежели у журналистов. Рахумяги и Антропов очень хорошо знают, что вымогательство — серьезное преступление I степени. Согласно Пенитенциарному кодексу (ст.214), за вымогательство в крупных размерах можно получить от 2 до 12 лет тюрьмы. Но ни Антропов, ни Рахумяги не сообщили об этом в полицию. Рахумяги вообще вступил в переговоры с так называемыми преступниками. Мало того, за несообщение соответствующим органам о преступлении I степени (вымогательстве), о котором они знали, реформисты несут дополнительную ответственность. Это денежный штраф или 3 года тюрьмы (ст.307)…»
Особый интерес представляет окончание этой статьи:
«Наименьшее, что могу сделать Госпрокуратура и КаПо — расследовать «с нуля» предположительное незаконное финансирование Реформистской партии, а при наличии достаточных доказательств — передать дело в суд. Наименьшее, что может сделать Реформистская партия — поручить Андрусу Ансипу точно, корректно, опираясь на факты, разъяснить общественности, почему члены его партии подтасовывают факты и наводят тень на плетень. Ансип должен разъяснить, как осуществлялось финансирование партии, единичны ли случаи с Антроповым и Рахумяги или либералы исходят из принципа «цель оправдывает средства…»
А теперь с трех раз угадайте, чем дело кончилось? Правильно — пшиком: ни расследования, ни суда. Это к слову о тех, кто не просто делает борьбу с коррупцией своей кормушкой, но и имеет реальные рычаги власти.
Кстати, Роберт Антропов, упомянутый выше, тоже не последний человек в иерархии власти — бизнесмен, политик и бывший гендиректор департамента полиции Эстонии. Покинувший этот пост не по своей воле (см. Под Антропова подкопались). За ним числятся еще кой-какие скандалы, связанные с недвижимостью, но это уже так, мелочь.
Итак, Яанус Рахумяги — борец за идеалы либерализма и против коррупции, уже потерял свой ореол даже до скандалов с виллой на Крите, «джипе» в контейнере и прочего. Но об этом — в следующем материале. А пока один риторический вопрос: как воспринимать систему, в которой самым честным назначается такой, как Рахумяги?
Ваш комментарий будет первым