По выступлению в Рийгикогу (октябрь, 2016). Пояснение: парламент обсуждает политику ЕС, и премьер министр Таави Рыйвас привычно озвучивает свое понимание событий на Украине, в Южной Осетии и Сирии. Ну как «своё»? Повторяет, как попугай, пропагандистские клише. Я задаю несколько уточняющих вопросов – столько, сколько можно успеть за одну минуту. Рыйвас отвечает. Далее – и то, и другое, дословно. И самая маленькая беда, что он путает Южную Осетию с Северной.
«Михаил Стальнухин Господин премьер-министр, у меня несколько уточняющих вопросов в связи с постоянно используемой вами антироссийской риторикой. В курсе ли вы, что президент Украины Петр Порошенко является крупным предпринимателем в России, что у него большое производство в Липецке и сейчас он свой бизнес там расширяет? Знаете ли вы, что между Украиной и Россией действует безвизовый режим и 3 000 000 украинцев работает в России? Известно ли вам, что ОБСЕ дало заключение об отсутствии российских войск на Украине? И поскольку у меня еще есть несколько секунд, то в связи с Грузией: помните ли вы, что в конце 2008 года Николя Саркози, тогдашний президент Франции, во главе международной комиссии расследовал августовские события и сделал вывод, что агрессии со стороны России не было?»
Ну, и ответ премьера:
«Таави Рыйвас Спасибо! Ну да! Опять пришло время дебатировать с Центристской партией о том, освободили Крым или захватили. Я сберегу наше общее время, мы понимаем, что в этом вопросе глубоко заложен известный ценностный конфликт. Я по-прежнему очень критичен в том, что руководство России вело себя агрессором в соседских странах, и не только в соседских. И это та политика, которую я до сих пор критиковал и собираюсь критиковать и в будущем. Точно так же, как критикуют ее и все другие мои коллеги по ЕС. Что касается ссылок на некоторые конкретные частные предприятия России или, шире, на жизнь России, то это, если мы критичны в отношении агрессивной ментальности политического руководства России, не означает, что мы должны были бы автоматически с предубеждением или критикой относиться ко всем российским предприятиям или российским людям или еще менее того, например, к культуре России. И у эстонских предпринимателей есть предприятия в России. Это же не делает из них всех соответчиков за агрессию, например, на Украине. Я не до конца понимаю эту приведенную вами параллель. А что касается того, что в Грузии, то есть в Северной Осетии и Абхазии, которые по-прежнему являются территорией Грузии, несмотря на то, что эти территории оккупированы, по праву они – территория Грузии. В Восточной Украине и Крыму Россия совершенно очевидно вела себя агрессором и в этом вопросе и мои коллеги по ЕС придерживаются того же мнения».
В общем, Европа (Рыйвас ведь типичный представитель ее властных структур) общается на тему России, как в «Короне российской империи» общались лысый и лохматый императоры:
— В этом вопросе мы с кузеном единодушны! Прыгай, большевистская морда!
— С большевиками у нас разговор короткий!
Ваш комментарий будет первым