Перейти к содержимому

Право на школу на родном языке

Facebook | Telegram

Перед вами выступление от 19 января 2023 года. С русскими субтитрами. Перевод стенограммы (13:24 Mihhail Stalnuhhin) для тех, кто предпочитает текст, ниже под видео.

«Школа на родном языке уже давно, в принципе, не является какой-то педагогической проблемой. После бессмертного швейцарского педагога Генриха Песталоцци в культурном мире не найдется ни одного именитого педагога, который осмелился бы оспорить ту простую истину, что обучение ребенка должно происходить на его родном языке. И мы не найдем в мире ни одного народа, кто по своей воле отправил бы своих детей учиться в начальную школу на иностранном языке. Это теперь лишь политическая проблема.

Иностранный язык навязывается национальным меньшинствам по политическим мотивам. Иноязычная школа идет рука об руку с попытками ассимиляции. Таким образом, вопрос школы на родном языке есть и вопрос защиты прав нацменьшинств.

После обретения независимости мы принялись обустраивать свое государство. Было само собой разумеющимся, что всем народам, живущим в границах нашей страны, мы дадим те же права, за которые сами боролись. У нас не было двоякого подхода, один для себя и другой – для нацменьшинств.

Конституция Эстонской Республики говорит: «Все граждане равны перед законом». К правам граждан, которые Конституция взяла под свою защиту, относились также национальность и школа на родном языке.

Параграф 9, «Каждый гражданин имеет право сохранять свою национальную принадлежность», и параграф 22 дает нацменьшинствам право обучать детей на родном языке: «В школах и учебных заведениях, открытых для нацменьшинств, обучение ведется на их родном языке и на государственном языке в утвержденном законом порядке».

Таким образом право на школу на родном языке признано в Эстонии основным правом граждан и признано равноценным другим основным правам, таким как свобода слова, веры, совести и печати, которые являются само собой разумеющимися для каждого демократического государства.

У всех нацменьшинств, у русских, немцев, шведов и евреев были свои как начальные, так и средние школы. Но подход Эстонской Республики к защите прав нацменьшинств не основывался на одних лишь педагогике и правильном понимании демократического государственного порядка. Наверное, учитывались и практические соображения.

Знали ту мудрость, что легче всего управлять государством, где ни у кого, ни у своего народа ни у нацменьшинств нет причин роптать. На основе своего опыта знали и то, как чувствительны люди в национальных вопросах.

Эстонская Республика не боялась культурных устремлений и притязаний нацменьшинств, но стремилась их в меру сил поддерживать. Эстония хотела быть культурной страной и желала, чтобы все живущие в ее границах народы были культурны. Но мы знали и ту простую истину, что каждая культура национальна. Культура походит на растение, что вросло корнями в землю и черпает пищу из национальных сокровищниц. А мощным носителем национальной культуры является родной язык.

Через язык сохраняет растущая молодежь связь с ее традициями и творческими силами. Если ребенок потеряет родной язык, он останется без всего этого. А погружение в чужую культуру – это длительный процесс; учась говорить на чужом языке еще не перенимают традиции и убеждения этого народа.

Первое поколение, которое растворяется в чужом народе, потому достойно сожаления, что оно обедняется духовно. Мы знаем, что право на школу на родном языке относится к основным правам наших граждан, и делаем из этого свои выводы.»

Это не мой текст, я его одолжил. Это – газета «Stockholms-Tidningen Eestlastele». Статья от 12 апреля 1950 года. Подписана М.Рауд, что я сейчас не могу прокомментировать. Название – «Право на школу на родном языке».

Как вы видели, я эту статью вам зачитал, что для меня не характерно. Обычно (произнося речи) я отпечатанным на бумаге текстом не пользуюсь, но я подумал, что должен быть точен при передаче этих мыслей вам.

Никакой морали не будет. Скажу лишь то, что, во-первых, я солидарен с автором этой статьи во всех его мыслях. И во-вторых: наши предки были при возведении государственной системы образования намного умнее, честнее и демократичнее нас – и под «нас» я подразумеваю этот зал.

Оригинальный текст статьи

Комментарии

Опубликовано вОбразованиеПарламент и правительство

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий