В финансовых взаимоотношениях государства (далее в тексте — Г) и местных самоуправлений (далее в тексте — МС) наступил новый этап. Но сначала — немного истории.
Первый этап упомянутых выше взаимоотношений продолжался около 17 лет и носил характер притирки Г и МС. Было очевидно, что Г добьется плавного развития в том случае, если не будет наступать на горло МС, то есть, ставя во главу угла свои интересы при дележке госбюджета, все же будет оставлять городам и волостям достаточно средств для их развития.
Второй этап начался с приходом экономического кризиса. Г быстро сообразило, чьи штаны ширше, и моментально, посреди финансового года, уменьшило доходы МС от подоходного налога, запретило брать кредиты на, в том числе, инвестиции, увеличило акцизы и налог с оборота, что очень сильно сказалось на финансовом здоровье МС.
Третий этап, судя по всему, сейчас только начинается и пока носит характер «ошибки». Вот как об этом рассказало DELFI 30.09.2010 г.:
………..«В местные самоуправления поступили доходы от подоходного налога за сентябрь, но сотни самоуправлений, увидев эти счета, испытали шок, так как они были на 30-40% меньше, чем ожидалось. Например, город Вильянди, который должен был получить от возврата поступившего в августе подоходного налога 8,5 млн. крон, получил от налогового департамента извещение, на котором значилось всего 6,3 млн.
Более двух миллионов как будто просто растворилось в воздухе, пишет Eesti Päevaleht. „Я позвонил в департамент и попытался их убедить в том, что за месяц в Вильянди не закрылось 30% предприятий и что о какой-либо масштабной социальной катастрофе мы тоже не слышали, — сказал мэр Вильянди Калле Йентс. — В ответ я получил, что они проверили, но ошибки не обнаружили и в вежливой форме уверили меня, что так, к сожалению, и должно быть“. То же самое почувствовали руководители, например, Хаапсалу, Раквере и Пярну, где также как будто было закрыто 30% предприятий, а в Пярну так вообще все 40%. „У меня создалось впечатление, что кто-то сошел с ума“, — передал Йентс чувства коллег. Однако через день выяснилось, что в определенном размере недоразумение все-таки случилось, и протест руководителей самоуправлений всячески оправдан…»
Ошибка? Как бы не так!
Г, что совершенно очевидно, провело в сентябре испытания новой системы по отъему денег у МС. Действуя по праву сильного (хоть и не очень умного), Г в ближайшем будущем сделает еще не одну попытку «изъять из колхозов излишки зерна». Перед выборами правительству не очень хочется слишком уж откровенно работать по старому ГУЛАГ-овскому принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Его время придет в марте, после парламентских выборов, если правительство Ансипа устоит. И устроит городам и волостям Эстонии самое настоящее раскулачивание.
AFAIC th’ats the best answer so far!
Пока здесь не банят, выскажусь.
Михаил, согласитесь, что это очень верный ход со стороны правящей коалиции для устранения конкурентов в предвыборной гонке. Как не крути, а какой то административный ресурс, совмещая поездки, встречи и т.д., местные самоуправления использовали, а теперь за так сложновато будет. Сложности только начинаются, ведь даже Евроденьги по ЕАС обрезаются по тому же принципу, а НСО берется не с пришедших денег, а с суммы выставленного счета, так что контрольные выстрелы в неугодные фирмы идут так же весело, как и удушение самоуправлений, ведь налоговая своими вивисами бьет похлеще банков.
Одно утешает, бредовое достижение «сильной руки» вытащили на свет божий слишком рано, истреплется до Нового Года еще.