Перейти к содержанию

Если надежды не сбудутся

Опубликованное в „Столице» интервью.

По мнению председателя комиссии Рийгикогу по контролю за исполнением бюджета Михаила Стальнухина, в этом, весьма вероятном, случае, из Эстонии уедут даже те, кто раньше этого не планировал.

Александр Чаплыгин

— Михаил, когда обсуждался проект госбюджета на 2012 год, Вы предложили в качестве новой эмблемы Рийгикогу взять резиновый штемпель. Что, это означает, что от парламента у нас ничего не зависит, и Вы тоже там заседаете зря?

— Я имел в виду нежелание депутатов думать. Причем я имел в виду не всех, а тех, кто представляет в Рийгикогу правящие партии. Они и это видно невооруженным взглядом, выбрали для себя легкую и ненавязчивую жизнь – никуда не вмешиваются, ни во что не вникают, ни за что не отвечают. А поскольку их большинство, то и получается, что парламент послушно штампует все предложения правительства.

— Значит, и бюджет на 2012 год будет принят в том виде, в каком его предложило правительство?

— Если и будут поправки, то только связанные с желанием одной из правящих партий добиться чего-то для себя. Такие внутренние разборки. Может быть, что-то достанется и социал-демократам – ведь они послушно поддержали предложение правительства выделить 2 миллиарда евро в Европейский фонд финансовой стабилизации. В прошлом составе, если помните, «зеленым» за послушание подарили целое агентство по климату, где нужные люди ни за что получали очень хорошие зарплаты.

— То есть, кардиальных изменений в государственном бюджете на следующий год ожидать не приходится?

— На самом деле, от того, как сверстан наш бюджет, почти ничего не зависит. То, как у нас пойдут дела, зависит от происходящего в мире и прежде всего в еврозоне. А там дела идут далеко не самым лучшим образом. Кризис там.

— А вот премьер-министр говорит, что никакого кризиса в еврозоне нет, а министр финансов утверждает, что если и будет кризис, то мы готовы к нему куда лучше, чем в 2009 году.

— Я могут в ответ напомнить, что еще в начале 2009 года тот же премьер-министр говорил — мол, если это кризис, то он хотел бы жить при таком кризисе. И что мы получили? Через месяц правительство начало в срочно порядке резать бюджет, сокращаю государственные расходы.

— А почему это так страшно, когда вдруг приходится резать государственный бюджет?

— Люди к этому не готовы. В 2009 году люди были не готовы к массовой безработице, они просто не знали, что делать. Теперь перед нами стоит новая опасность: массовый отъезд за границу. Люди и так уезжают. Но, если правительство твердит им, что все будет хорошо, а потом будет все плохо, наступит разочарование, надежды не сбудутся, и уедут те, кто прежде об этом и не думал. Мы останется у разбитого корыта, некому будет нас лечить, некому будет нас спасать, некому будет производить.

— Премьер-министр утверждает, что с безработицей в следующем году мы покончим – ведь, хотя безработных стало меньше, расходы на борьбу с безработицей не уменьшатся.

— Прежде всего, сокращается официальная безработица. Никто не считал, сколько людей снялось с учета, поскольку потеряли надежду найти работу, а скольких сняли с учета из-за разного рода санкций. В принципе же, если безработица начнет расти, премьер будет говорить, что это от правительства не зависит, потому что на это повлияли некие мировые тенденции. А если будет сокращаться, то это припишут в заслугу правительству. У нас же все так.

— А еще премьер-министр указывает, что государственные инвестиции в следующем году вырастут на 28 процентов, и обещает, что это поможет оживить экономику.

— На самом деле, рост государственных инвестиций – явление временное. Удалось удачно продать квоты на вредные выбросы, И потом – в 2013 году заканчивается европомощь, ее же нужно успеть освоить.

— Приходилось слышать, что когда европейские деньги у нас закончатся, тут и настанет конец, потому что своих средств нам ни на что не хватит.

— На уровне самоуправлений это так и есть. Все крупнейшие проекты в Нарве: очистные сооружения, набережная Наровы, детские сады – все сделано за счет европейский средств. Если бы не они, город до сих пор находился бы на уровне 1990-х годов.

— А еще наш министр обороны хвастается, что военные расходы наконец-то доведены до уровня 2 процентов от валового внутреннего продукта.

— Непонятно, чем он гордится. Прежде всего, воевать мы, вроде, ни с кем не собираемся. Кроме того, посмотрите последний доклад Госконтроля: львиная доля выделенных на оборону средств расходовалась нецелевым образом. Можно вкладывать туда новые миллионы, но если деньги и впредь будут тратиться, на что попало, толку от этого не будет. Так что сначала нужно навести порядок, а потом уже увеличивать расходы.

— В принципе, если посмотреть на проект бюджета 2012 года – кому станет лучше, а кому хуже?

— Реформисты продолжают поддерживать тех, кого считают своими избирателями, то есть наиболее обеспеченную часть населения. Налоги на богатых снижаются, а потребительские налоги и акцизы, от которых, прежде всего, страдают люди со средним и ниже достатком, растут. Финны, например, поступают наоборот: вводят налоги для богатых, например, на предметы роскоши. Шведы так поступают уже давно. Да и подоходный налог – даже в России говорят о том, что пора ввести ступенчатый налог, чтобы те, кто зарабатывает много, платили больше. А у нас – все как прежде.

— И какой же части населения при нашей системе хорошо?

— Посмотрите, за реформистов голосует чуть больше 20 процентов избирателей – это и есть та часть населения, которой нравится нынешняя политика. Они, наверное, будут жить лучше, а остальные, боюсь, наоборот.

Комментарии

Опубликовано в рубрикеИнтервьюПарламент и правительствоЭкономика

3 комментария

  1. kol kol

    Почему не участвуешь в голосовании по важным вопросам в Риигикогу?

  2. Фелиция. Фелиция.

    Чем думает это правительство?Зачем в таком составе депутатский корпус, ничего не делающих и сидящих на шее у народа??
    Разбита и разрушена вся экономика, неужели сами эстонцы настолько слепы, и не видят, что катится снежный ком, который и уничтожит это государство?
    Как выживают те, кто потерял работу, как кормит свою семью? Почему это не интересно Рийгикогу, как они будут существовать, если разгонят своей политикой работоспособное население?? За счёт чего живёт это государство? Если мы не можем и не умеем для себя выполнять простые работы? Ничего не сеется и не пашется? Разучились даже что -то простенькое делать в собственном государстве. Земля зарастает борщевиком, страдают не обработанные поля. А население питается овощами и фруктами, наполненными нитратами, которые сокращают любую жизнь, хоть обывателя, хоть депутата Рийгикогу? Бросили на откуп самое дорогое для себя: свои продукты питания? Доверили Европе выращивать сельхоз продукты, а это не опасно? И где соответствующий Контроль за этими продуктами?? Вопросов миллион этому, так называемому, своему правительству.
    Горе всем, кто живёт в этом государстве на глиняных ножках.

  3. BlackWatch BlackWatch

    …Думаю что корыто уже давно разбито. За 20 лет удалось вырастить поколение, которое впринципе не знает что такое нормальный регулярный труд. Поясняю: выбирай любую из двух смен 6:00 до 14:00 или с 14:00 до 22:00 пять дней в неделю с гарантированной оплатой 5 футов в час. Разрушена основа государства. Никто не верит никому. Зачем ломать копья в языковой инспекции когда можно отработать 5 лет в нормальном и толерантном обществе и получить гражданство всеми уважаемой страны? Это агония…

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: