Комментарий для Postimees
Как бы Вы охарактеризовали итоги многолетнего правления реформистов — и есть ли у центристов надежда что-то изменить, если учесть, что придется договариваться с правыми, как ни крути, партнерами по коалиции?
Партия реформ в какой-то момент почувствовала себя Папой римским эстонской политики, обреченным властвовать до конца дней – и перестала ловить мышей. Главным умением реформы стал навык лавирования между остальными партиями, причем в качестве вечно интригующей и разъединяющей силы. Вспомните сказку про лису, которая помогала медвежатам сыр делить – это модель образа действий Партии реформ.
В этой партии состоят тысячи достойных уважения людей, но их руководство безнадежно заигралось, что наиболее ярко продемонстрировало в ходе недавних выборов президента Эстонии. Политику сменило политиканство самого низкого сорта.
В итоге – немыслимые проблемы в здравоохранении, в руководстве госпредприятиями, в сельском хозяйстве. При этом реформа в последние годы уделяла основное внимание не их решению, а созданию иллюзии успешности Эстонии.
Но несменяемых элит не бывает. Даже если реформе кажется, что электронное голосование обеспечивает ей жизнь вечную и благодатную, то медвежата-то выросли и им уже надоело, что их партнер жрет как не в себя, не желая видеть реальных проблем страны.
Партия реформ восстановила против себя всех и покинула правительство, оставив после себя страну в состоянии застоя. При этом хочу напомнить старую истину: что нас не убивает, то делает сильнее. Реформа еще вернется.
Пока же новая коалиция займется работой над ошибками. Застой – еще не катастрофа, многое можно исправить. И совершенно очевидно, что упор должен быть сделан на экономику и социальную политику, то есть сферы, в которых центристы, соцдемы и ИРЛ вполне могут найти общий язык.
Ваш комментарий будет первым