Город Нарва, его жители и власти, во все годы независимости выражали желание восстановить Старый Город в его историческом виде. Это воспринималось как пустые мечты и маниловщина в тяжелые для города 90-ые годы, но с началом этого тысячелетия все яснее становились новые возможности. В результате выхода из затяжного экономического и социального кризиса трагедия обстрелов и бомбежек 1944 года, уничтоживших практически всю Нарву, стала восприниматься нынешними нарвитянами как, в том числе, и вызов нашей способности воссоздать, пусть на протяжении нескольких поколений, облик Старой Нарвы.
При этом должна быть — нам, во всяком случае казалось, что должна быть очевидной поддержка этому процессу всех тех организаций и институций, которые являются радетелями эстонскости в ее лучших проявлениях. Ведь это патриотично — учить и знать историю своей страны, ведь это патриотично — бороться за сохранение памятников старины или способствовать их восстановлению.
Казалось бы, такой подход должны бы были поддерживать и отстаивать и Тартуский Университет — символ просвещенности и бережного отношения к истории и традиции, и Департамент защиты памятников старины — оплот бережного отношения к материальным знакам культуры, и парламент, и правительство — ведь состоят они из людей, постоянно декларирующих свою пламенную любовь ко всему эстонскому. И если в третьем по величине городе Эстонии исторический центр на 90% застроен памятниками ненавистной им эпохи социализма — хрущевками, то логично предполагать их одобрение долговременным планам города восстановить архитектурный ансамбль Нарвы в историческом виде.
При этом всем должно быть ясно, что каждый путь начинается с первого шага. И именно он, этот шаг, должен быть сделан в верном направлении.
Здание Ратуши является исходной точкой, здание Биржи — первым шагом. Если Биржа восстанавливается в историческом своем виде, то восстановление Старой Нарвы (пусть займет это 20, 40 или 60 лет) становится вполне реальным делом. Если в центре Старого Города появляется архитектурный уродец, то никакой возможности продолжить процесс воссоздания Нарвы не будет у многих поколений.
Это все очевидные вещи, понятные всем. Но…
Тартуский Университет, символ, с чем вряд ли кто будет спорить, просвещенности и бережного отношения к истории и традиции, берется решать каким быть историческому центру Нарвы. Затем просит помощи города для получения европейского финансирования, обещая взамен привести объект в соответствие с его историческим обликом. И цинично обманывает город, благодетелем которого постоянно себя выставляет. Но ведь это ТУ! Это ректор Аавиксо, ныне министр обороны, это директор колледжа Райк, ныне кто-то там в министерстве образования. Они, как и все прочие, о ком пойдет речь далее – это истэблишмент Эстонии, ее честь и слава, ее совесть и разум. Я не иронизирую. Задумайтесь — и вы поймете, что для общественного мнения Эстонии точка зрения Аавиксо или Райк гораздо весомее, чем мнение большинства жителей Нарвы. Почему? Это нам недавно обьяснил президент Ильвес, но об этом чуть позже. То есть — ТУ, alma mater образованности, против восстановления Старой Нарвы.
Продолжим. Департамент защиты памятников старины — оплот, как уже говорилось, бережного отношения к материальным знакам культуры — согласовывает (со второй, правда, попытки) проект НКТУ. Но позвольте! Ведь этот департамент является истиной в последней инстанции по всем вопросам, касающимся исторического наследия. Обвинять работающих там людей в отсутствии патриотизма или нелюбви к собственной истории ни у кого язык не повернется. И, тем не менее, этот государственный орган занял позицию, препятствующую восстановлению Старой Нарвы.
И, наконец, правительство и парламент. Самые достойные люди страны — другие туда не попадают. Люди, определяющие все составляющие нашей, рядовых граждан и неграждан, жизни — в том числе носящие ментальный характер. Именно они решают, что патриотично, а что нет; именно они учат остальную Эстонию тому, как воспринимать события истории. Учитывая их возможности — именно их мнение является решающим. Кто-нибудь желает оспорить этот тезис?.. Но именно парламент, через коалиционный договор связанный с правительством, принял решение о передаче земли рядом с нарвской Ратушей под строительство архитектурного кошмара под названием проект «Вихм», то есть перечеркнул возможность восстановления Старой Нарвы.
И что к этому можно добавить?
Ваш комментарий будет первым