Перейти к содержимому

Мы не рабы (4)

1. часть | 2. часть | 3. часть | 4. часть
Facebook

Итак, я рассказал об основных проблемах русских Эстонии, которые являются нашими специфическими проблемами: мы не интересны политическому бомонду нашей страны, у нас нет возможности диалога с эстонцами и из-за этого мы не можем предложить им компромиссы, сплачивающие Эстонию перед лицом внешних и внутренних угроз. Все остальные проблемы, от попытки уничтожить русскоязычное образование до откровенного грабежа ряда самоуправлений, являются производными основных проблем. Еще раз уточню, что это мое личное и, вполне вероятно, субъективное мнение. Добавлю лишь то, что кому-то покажется неприятным: мы не можем решить свои проблемы без поддержки эстонцев.

Говоря о внешних угрозах, я даже не имею в виду Россию. С ней все ясно: этот медведь давно не тот медведь из ютуба, что отбивается от своры псов; нет, это камчатский медведь, стоящий на речном пороге во время нереста лосося, и меланхолично пожирающий выпрыгивающую из воды прямо ему в пасть рыбу. А ведь до недавней поры он для ЭР был вегетарианцем, питался брусникой да морошкой. Экономика Эстонии десятилетиями подпитывалась российским транзитом, энергоносителями, удобрениями, древесиной, туристами и прочими весьма прибыльными статьями. И кто скажет, что это не шло Эстонии на пользу? Даже в этом году импорт из РФ, в феврале резко уменьшившийся, к настоящему времени не только восстановился, но и показал рост. Пока что российская угроза даже не в том, что она может на Эстонию напасть (НАТО уже все порешало и на полгода, по словам Каи Каллас, Эстонию сдаст. Потом, разумеется, отобьет, откачает и утешит кусочком Ленинградской области. С этой стороной планирования НАТО я, честно говоря, не знаком, но именно такими кусочками сыра в Европе обыкновенно вербуют союзников); угроза в том, что Россия полностью перекроет все каналы экономического сотрудничества с Эстонией.

Так что совершенно очевидно, что главной внешней угрозой являются для нас бюрократические структуры ЕС. Мой опыт личного знакомства с политиками Эстонии дает мне стопроцентную уверенность в том, что нет среди них никого, кто не мечтал бы влиться в стройные ряды еврочиновников. Разве не прекрасно то, как распоряжаются они миллиардами евро? Вот хоть на Урсулу фон дер Ляйен гляньте: она 6 лет была министром обороны Германии, и когда этот пост покинула, то только половина истребителей, менее трети БТРов, четверть вертолетов и 17% подводных лодок бундесвера были в состоянии боеготовности. «Такой кадр цены не имеет!» — подумали в Еврокомиссии — и дер Ляйен пошла на повышение, получив возможность мухлевать с антиковидными вакцинами. Информированные люди называют сумму подозрительных сделок в 71 миллиард евро. Для всех чинуш это делает Ляйен, что очень важно, ярким живым примером: ты можешь как угодно гробить свою страну – не важно, Германию или Эстонию – но если ты со всем пылом души исполняешь самые безумные команды, поступающие из Брюсселя, то тебя обязательно примут в свой круг и дадут еще больше накосячить. (Уже хотя бы потому, что все твои грешки известны хозяину Европы — и Соединенные Штаты смогут держать тебя на коротком поводке. В последнее время я даже не удивляюсь тем самоубийственным чудачествам, которые предпринимает Евросоюз, раз за разом попадая в свои же медвежьи капканы; поражает только то, что, судя по всему, у властей США есть компромат на любого мало-мальски значимого чиновника в странах Евросоюза. Кроме Орбана; наверное, поэтому его так и не любят коллеги. Хотя Виктор Орбан – именно то, что нужно для защиты национальных интересов Венгрии.)

Говорят, что самые высокие прибыли приносят продажа медикаментов, оружия – и наркоторговля. А тут и скандал с фон дер Ляйен подъехал. Поневоле начинаешь с подозрением относиться к тем, кто лоббирует перевооружение.

Внутренние угрозы носят аналогичный характер. Отбор руководителей перестал быть процессом подъема человека по служебной лестнице, по мере его становления профессионалом в своей специальности — он стал схож с перекачкой жижи из одной емкости в другую. Ты когда-нибудь видел, как специальными цистернами вывозят фекалии из туалетов при садовых домиках? Ну вот, тогда ты знаешь все о карьерном росте тех, кто руководит страной (за редкими исключениями: любая система иногда дает сбой). Розовощекие партийные активисты рвут жилы в борьбе за место около того или иного партийного босса, а он их потом делает за это уважаемыми людьми, руководителями госпредприятий или, на худой конец, министрами.

Тут я, пожалуй, остановлюсь, сделаю паузу. И объясню, что из себя представляли предыдущие четыре абзаца.

В лингводидактике такой текст называется «опорным». Он содержит по меньшей мере 11 тем, каждую из которых мы могли бы развить в полнокровное обсуждение и вместе прийти к общим выводам. При этом, что интересно, будь аудитория эстонской или русской, но в случае 10 тем из 11 эти выводы ничем бы не отличались, на каком бы языке мы их не обсуждали (кабы собрались те, кто составляет в обществе большинство: строители и кассиры, учителя и электрики, шахтеры и врачи, крестьяне и пенсионеры). У меня более чем достаточно личного общения на обоих языках, чтобы это утверждать.

В начале сентября я шел по Нарве и на Таллинском шоссе, возле «Астри», меня остановил мужчина лет сорока. Остановил вопросом, заданным на эстонском: вы действительно считаете, что Эстония – нацистское государство? После этого мы проговорили час двадцать, и в это время вместились Графов и Горбач, депортация 1940 и 1949 годов — и действия эстонских полицейских частей в Польше и Белоруссии, пакт Молотова-Риббентропа и снос памятников, языковые, разумеется, проблемы (как же так получается, что тоталитарные коммунисты не только декларировали, но и обеспечивали полную свободу для граждан СССР говорить, воспитывать и обучать своих детей на любом языке, не допуская ограничений или принуждений в употреблении родного языка, а в демократической Эстонии это право уничтожается?) и компартию Эстонии и ее выдающихся представителей в лице Ансипа и Калласа… Не могу утверждать это категорически, но вдруг для господина стало очевидно, что у каждой системы доказательств есть уровень фактов и уровень эмоций; что эмоции доказательствами не являются, а на уровне фактов нормальные люди могут всегда найти общий язык. Он, например, не знал, что еще в 1989 году начала работать Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности в Эстонии, которая, в том числе, изучила участие эстонских полиции и «Омакайтсе» в геноциде евреев и цыган, в убийствах русских и по меньшей мере 6 000 эстонцев. И, между прочим, работала эта комиссия под патронажем президента Леннарта Мери. В общем, когда мы закончили, мне стало смешно: было видно, как человек, менее чем полтора часа назад возмущенно набросившийся на меня посреди улицы, соображает, протягивать мне на прощание руку или нет. Как вы думаете, чем кончились его раздумья?

Мы все, русские и эстонцы, хотим жить в мире, хотим безопасности для своих детей и внуков. Но мы были так заняты проблемами, которые создало нам изменение социального строя (приватизация, сокращение производства и безработица, у трети – изучение госязыка и обретение хоть какого-нибудь статуса), что совершенно упустили из рук политическое устройство общества.

Мы будто живем внутри «Черного квадрата» Малевича, где плутаем в темноте, боясь каждого шороха. Мы покупаемся на богатые избирательные кампании 5-6 партий правого толка – и даем им потом резвиться в свое удовольствие. Конец этому наступит только тогда, когда все общество в целом, независимо от национальной принадлежности, задумается над тем, что происходит. Когда поймет, как его «разводят» на второстепенных проблемах, пряча поистине важное за эмоции. Так не может продолжаться долго. Говорю это, понимая, что в наше время для большинства слово «оптимист» является синонимом слова «дурак». Но не может не прийти время, когда эстонцы и русские поймут, что объединяет нас, живущих в Эстонии, гораздо больше, чем разделяет.

А тогда, в начале сентября на Таллинском шоссе, по окончании разговора, мужик протянул мне руку. Нормальные люди всегда могут договориться. Главное – не давать никому собой манипулировать.

Комментарии

Опубликовано вИнтеграция

Один комментарий

  1. Roman Roman

    Добрый день!
    Как не хватает Эстонии правдивой истории ! Спасибо Вам Михаил!
    Современной власти стоит напомнить , что стало причиной пакта Молотова-Риббентропа и какие режимы были установлены в Прибалтике в 1934 году. Стоит напомнить про зигующего Ульманиса и желательно всему молодому поколению наших жителей вне зависимости от языка. Братья моей прабабушки были среди тех, кого расстреляло Гестапо в Эстонии ( они были полицейскими при республике) и может то, что сама она была депортирована в Сибирь спасло жизнь моему деду , его братьям и сестре . Интересный поворот , не так ли? Смотря на то , что происходит сейчас , создается впечатления повторения истории.
    Еще раз спасибо!

Добавить комментарий