В 2008 году я написал:
«Развитие Эстонии идет по спирали и готово повторить опыт 30-ых годов 20-го столетия, когда президент Константин Пятс загнал страну в «vaikiv ajastu», в так называемую «молчаливую эпоху». Конституционные права и свободы уже никого не интересуют, СМИ и высшие государственные чиновники говорят и действуют так, как будто из основного закона кем-то уже исключены, по крайней мере, 17-ая и 22-ая статьи. … В ближайшее время ситуация не изменится, нынешнее правительство в борьбе за власть не остановится ни перед чем. В ожидании новых сенсаций с полей предвыборных сражений долго пребывать не придется. И скучно не будет никому. Возможно, некоторое время спустя скучно не будет всем.»
И в чем я ошибся, кроме слова «нынешнее»? Предлагаю вашему вниманию несколько статей, написанных довольно давно, но представляющих некоторый интерес и сегодня.
- Монолог овчарки (2009, июль)
- С чего началась гнетущая журналистика (2009, фев)
- У нас это невозможно? (2009, март)
- Психушка-то, оказывается, отдыхает! (2009, май)
- Почему я не смотрю ETV и не слушаю ER (2009, июль)
- Всё это уже было… (2009, авг)
- Элитные проститутки Эстонии (2010, янв)
- Бу!!! Испугался?.. (2010, сент)
Одну из статей приведу здесь целиком.
Почему я не смотрю ETV и не слушаю ER (2009, июль)
Хочу объяснить, почему вот уже много лет не смотрю эстонские телеканалы. И особенно строго слежу за тем, чтобы случайно не оказаться в диапазоне вещания ETV. Следует добавить, что и радиопрограммы на эстонском языке для меня — своего рода табу, так же как и абсолютное большинство эстоноязычных газет. И я много раз имел возможность убедиться, что не одинок, что людей, добровольно и с радостью прекративших смотреть, слушать и читать на эстонском языке — очень много.
Только не надо эмоций. Такие заявления делаются для того, чтобы иметь возможность разобраться — а почему, собственно? Вот и давайте — спокойно, шаг за шагом…
Сразу и категорически отметаю версию зомбированности инфопространством сопредельной державы. Не скрою: обаяние, юмор и уровень аналитики «Школы злословия», КВН, «К барьеру» и еще нескольких десятков передач российских телеканалов оказывают определенное гипнотическое воздействие на зрителей, но оно сродни восхищению, невольно появляющемуся при общении с умным и интеллигентным собеседником.
Но ведь это еще не повод отказываться от потребления эстонских СМИ. И это действительно так — не повод. Причина в другом. В том, что я налогоплательщик.
Нас таких — сотни тысяч. И государство берет себе часть наших денег для обеспечения финансами государственных телевидения и радио. При этом постоянно декларируется, что общество у нас демократическое и всем гарантированы равные права. Надо полагать, что и в сфере инфообеспечения.
Часть этих денег выплачивается в виде зарплат журналистам. Иногда это очень серьезные суммы, очень… Доход, например, некоего Вахура Керсна (по данным СМИ) — около 80 000 крон в месяц. И я не против. Раз кого-то, в данном случае — Керсна, считают настолько ценным работником, то я, даже ознакомившись с доступной мне информацией (в соответствии с которой он считает, что в профсоюзы идут только неудачники, и что бывшая жена Керсна обещала за что-то его пристрелить), довольно противоречиво его характеризующей, не собираюсь спорить — нехай трудится. Тем более, что мое мнение, как и мнение абсолютного большинства налогоплательщиков, в этом вопросе никак не учитывается.
Но затем, в один прекрасный день, на одном из десятков или сотен сайтов, куда попала эта информация, я читаю новость под названием «Эстонский радиоведущий оскорбил тараканов, сравнив их с русскими колонистами» и следующего содержания:
«Рассуждая о событиях «бронзовой ночи» в радиопередаче Raagivad эстонской радиостанции Klassikaraadio, журналист Вахур Керсна сравнил русских колонистов из таллинского района Ласнамяэ с тараканами и сказал, что до апрельских событий «эстонцы смотрели на жизнь сквозь розовые очки». «Мы думали, что все хорошо. Они же друзья. Ласнамяэ только и мечтает о том, как интегрироваться в Эстонию. Однако одна эта ночь по всей вероятности, дала нам ясную картину происходящего. Тараканы выползли из своих щелей, и мы увидели их лица», — сказал Керсна. «Теперь мы знаем, что происходит в низших слоях общества», — пояснил журналист…»
Вот в чем дело. Не в представителе высшего общества, а то и высшей расы по имени Вахур Керсна. Лично мне он абсолютно безразличен. Я склонен ему даже посочувствовать: пару лет назад, опять-таки по информации СМИ, в его крови «были обнаружены опасные химические соединения, наносящие вред здоровью. В их числе тяжелые металлы, триклозан, синтетические мускусные вещества, соединения с бромом, хлорорганические пестициды, фторорганические соединения и другие…» Мои соболезнования. Поди знай, как может повлиять на интеллект знание химического состава собственной крови.
Мне противно осознавать — когда я выслушиваю очередной бред на тему «тараканов» в исполнении должностного лица, получающего зарплату из государственного бюджета, что примерно каждая четвертая крона в его кошельке обеспечена мной и такими, как я, неэстонцами. Мы, от этого никуда не денешься, обречены лицезреть и выслушивать ансипов и лааров: от них, неспособных решить ключевые проблемы общества, тем не менее напрямую зависит многое в нашей жизни. А что зависит от многочисленных вахуров керсна, работающих — разница не существенна — в государственных или частных СМИ? Ровным счетом ни-че-го. Так какой смысл тратить нервы, слушая их провокационные измышления и не имея возможности дать адекватный ответ?
Поэтому лично я свой выбор сделал. Это очень просто для того, кто в советское время терпеть не мог тенденциозную и фальшивую «Правду». Когда сегодняшние керсна рассуждают о ласнамяэских тараканах, я вспоминаю филиппики в адрес израильской военщины. И посылаю к черту юродивую ксенофобскую пропаганду, которую, увы, делают и на мои деньги.
Ваш комментарий будет первым