В поисках здравого смысла
1. часть | 2. часть | 3. часть | 4. часть | 5. часть
6. часть | 7. часть | 8. часть | 9. часть| 10. часть
Facebook
Как и следовало ожидать, после появления в этой рубрике первой заметки мне моментально прокричали: «ви ничево ни понимаите, эта другое! А боевые экологи – молодцы!» Да я и не спорю. Экологи, сколько я их знаю, мне и самому нравятся уверенностью в собственной правоте и бравостью вида. И глаза у них блестят, как у молодых замполитов. Типа, «и вновь начинается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин, такой молодой и юный опять впереди!» Красавчики!
Так что давайте поговорим об экологах позже, когда в результате их деятельности рухнет энергетическая система, заодно унеся в могилу водопровод и канализацию, а мы с вами будем с горшками в руках и по пояс в сугробах ждать проезда по нашим улицам телеги с ароматной бочкой – вот тогда у нас будет достаточно времени на дебаты о парниковом эффекте.
Сейчас – о другом. Сейчас о людях, сидящих на кассах торговых центров. Но сперва – о Греции.
Лет десять назад на одном из греческих островов я как-то проехался из одного города в другой на общественном транспорте. Так вот: экипаж автобуса состоял из 4 (четырех, камрад!) человек.
Когда автобус подъехал к остановке, из него вышел героических размеров греческий мужчина, который встал на пути очереди. С видом царя Леонида, тормозящего персов в Фермопилах, он по одному пропускал клиентов. Второй герой нас обилечивал, третий проверял билет и указывал посадочное место. Четвертый напряженно курил. По значимости лица в нем сразу угадывался пилот, который поведет наш космический корабль в глубины Вселенной. Даже если бы он не сидел за баранкой, я бы сразу догадался, кто этому автобусу водитель.
И это не смешно. Это называется – солидарность. Трое из этой четверки были не нужны для перевозки трех тонн обгоревших тел с одного побережья на другое, но этих мужиков приставили к делу и назначили какую-никакую зарплату. Потому что безработное состояние сначала угнетает, потом развращает. Потому что в кризис надо друг другу помогать: вместе мы выплывем, сказал мне тем вечером грек, хозяин пансионата, по одиночке – все перетонем.
Но это в Греции. А у нас?
В магазине, где я вечерами покупаю картофельное пюре, пару котлет и, зажмурившись, прохожу мимо десертов – в конце этого пути я выкладываю добычу на черную ленту, здороваюсь, плачу́, благодарю и складываю покупки в пакет.
Иногда на кассе – Светлана. Эта женщина всем улыбается, если спросить о чём – поддержит разговор, а пачку творога обязательно засунет в пакетик. Но когда мое пюре пробивает Тамара – тут все сурово. Никаких разговорчиков в строю! Заплатил? Ступай с богом, бродяга!
В диапазоне между Светланой и Тамарой умещаются Керсти, Аннели, Ольга и Вайке. Никогда не знаешь, кто там за кассой сегодня. Много их. Даже в маленькой Эстонии несколько тысяч женщин заняты этой монотонной и низкооплачиваемой работой.
По сути дела – из-за меня. Ведь заботливые владельцы множества торговых мест уже установили в своих торговых залах приборы, позволяющие покупателю самому считывать штрих-код и платить без посредничества дам за кассовыми аппаратами. Подходишь, выкладываешь, платишь. Всё то же самое, что на кассе, только без «здрасьте» и «спасибо». Или «tere» и «aitäh». Хотя, если ты решил обойтись без посредничества живого человека, никто тебе не запрещает поздороваться с терминалом в начале процесса оформления покупки и взасос поцеловать его в конце.
Прогрессивно? Да, никаких сомнений. Хотя по сути – очередное скотство, в которое нас вовлекают.
Уверен, что ни одна девочка не мечтает сесть контролером на кассу. Розовый единорог и принц в белых колготах – да! Пучок вялой морковки и яйца счастливых кур – однозначно нет!
Но женщине на кассе нужна эта работа! Когда же мне и тысячам других обывателей предлагают приобщиться прогресса, то есть перейти на самообслуживание – это то же самое, как если бы мы эту женщину уволили. В чем здесь здравый смысл? Может, уволенные женщины найдут более интересную и высокооплачиваемую работу? Ну да… Если бы это было возможно – только бы мы их на кассах и видели! Или, сэкономив на зарплатах уволенных женщин, владельцы на эту сумму сделают свои товары дешевле? Если ты в это веришь, то дальше не читай. Для тебя есть более интеллектуальное задание: сложить три слова из нижеследующих букв – я, м, а, л, о, л, е, т, н, и, й, д, е, б, и, л.
В том, чтобы переходить на самообслуживание, нет никакого смысла для меня, покупателя. Более того: пока я обращаюсь в кассу – я не только покупатель, а еще и работодатель. Солидарный со своими согражданами, а не с владельцами магазина. Я их не знаю, но думаю, что вряд ли они в моей солидарности нуждаются. К тому же они, владельцы касс, может и в Эстонии-то не живут. Мы не обязаны помогать чужим капиталистам извлекать все больше прибыли из нас же. Хватит того, что из нас свои высасывают.
Подытожим: здравый смысл состоит в том, чтобы помогать своим. Пошли они к черту со своим самообслуживанием!
Ваш комментарий будет первым